Расписание Личный кабинет ЭОС Документы Диссертационные советы Библиотека электронных ресурсов

+7 (495) 939-35-66 - деканат  все контакты
faculty@hist.msu.ru - электронная почта

 

Студенческие практики

Процесс обучения на кафедре предусматривает прохождение студентами нескольких видов практик: архивной, педагогической и музейной.

Архивная практика
(III курс бакалавриата)

Есть учебные дисциплины, которые занимают особое место в процессе профессиональной подготовки историка. В их числе архивная практика, которой руководит профессор Н.В.Козлова.

подробнее

И дело даже не в том, что в результате нее студенты углубляют свои знания по источниковедению, дипломатике, палеографии, хронологии. Не меньшее, а, возможно, и большее значение имеет приобретенный ими первый практический опыт работы с подлинными документами и материалами, опыт, столь важный и полезный для эффективности их будущей самостоятельной работы с источниками в период подготовки дипломных сочинений и в последующем научном творчестве. Соприкасаясь с повседневной работой архивохранилищ, узнавая их структуру, состав фондов, историю их образования, организацию научно-справочного аппарата, знакомясь с путеводителями, описями и принципами их составления студенты обретают надежную опору для собственных будущих эвристических поисков и находок.

На нашей кафедре в разные годы практика проводилась в музеях "Коломенское" и Новодевичьего монастыря, в отделе письменных источников Государственного исторического музея (ОПИ ГИМа). Там под руководством блестящего знатока архивных документов, профессора кафедры Нины Борисовны Голиковой студенты разбирали архивы приходских церквей, россыпи столбцов конца XVII – начала XVIII в. и различного содержания рукописные книги (вклады Новодевичьего монастыря, синодик разных монастырей и др.).

В последние почти 20 лет практика проходит в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА), крупнейшем архивохранилище документов русского Средневековья и Раннего нового времени. В состав РГАДА входят документы пяти дореволюционных исторических архивов: Московского архива министерства юстиции (1852), Московского главного архива министерства иностранных дел (1724), Государственного архива Российской империи (1834), Московского дворцового архива (1869) и Центрального Межевого архива (1768). Сюда же были включены крупнейшие поместно-вотчинные дворянские архивы, а также архивы многих крупных монастырей России. Всякий историк-феодал знает красивый двухэтажный дом, расположенный на Большой Пироговской улице напротив зеленого массива сквера на Девичьем поле. Это первое в Москве специальное архивное здание, построенное в 1886 г. для Московского архива министерства юстиции. В его читальном зале занимались С.М.Соловьев, В.О.Ключевский, Н.П.Лихачев, И.Е.Забелин, В.И.Семевский, А.А.Шахматов и многие другие известные историки. К главному архивному зданию примыкает хранилище в форме замкнутого каре с внутренним двориком.

Обычно практика проходит в два этапа. На первом этапе, продолжающемся в течение 6 занятий марта–апреля, студенты на лекциях и практических занятиях, организуемых сотрудниками архива, изучают историю государственных учреждений России ХVI–ХVIII вв., ставших основой при комплектовании большей части коллекции РГАДА; знакомятся с видами и разновидностями документов этого времени, системой научно-справочного аппарата, методикой описания документов. На втором этапе (2,5 недели июня) также под руководством сотрудников Отдела научно-справочного аппарата студенты выполняют конкретные задания.

Материал, с которым работают студенты, а соответственно задачи, стоящие перед ними, самые разнообразные. Но всегда эти задачи являются частью повседневной работы архива по обработке ранее не описанных документов, по развитию и совершенствованию его научно-справочного аппарата. В этом плане архивная практика полезна не только для студентов, но и весьма результативна для самого учреждения. Например, в течение ряда лет, в том числе и силами студентов нашей кафедры, осуществляется сплошной просмотр входящих в коллекцию Госархива фондов и описание их дел. Поскольку современные описи Госархива глухие, то эта работа очень важна для совершенствования его научно-справочного аппарата. Другое направление практических занятий студентов связано с установлением современных архивных шифров документов, изданных в XIX в. без научных ссылок. Такая работа, в частности, проведена по письмам Екатерины II с разными лицами из фонда "Переписки высочайших особ с частными лицами". Помимо справочного значения она имела и практический выход. Ее материалы вошли в аннотированную библиографию публикаций текстов Екатерины II (Екатерина II: Аннотированная библиография публикаций / Сост. И.В.Бабич, М.В.Бабич, Т.А.Лаптева. М.: РОССПЭН, 2004.).

Сотрудники архива, идя навстречу интересам студентов, стараются каждому из них подобрать материалы, соответствующие проблематике их дипломных работ. К примеру, для одного студента важны документы Ливонского ордена, для другого интерес представляют источники по русско-итальянским отношениям, а третий, работающий над темой "Иноземцы на российской государственной службе в XVIII в.", получает возможность в ходе практики осуществить археографическую подготовку к публикации никогда ранее не издававшейся рукописи видного чиновника барона Х.В.Миниха, написанной на немецком языке.

Высокая результативность практики наших студентов в РГАДА во многом определяется высочайшим уровнем профессионализма руководителей и сотрудников этого архивного учреждения, их вниманием, доброжелательностью и заинтересованным участием.

Итогом непосредственного общения студентов с подлинными историческими материалами становятся не только обретенные ими знания и умения, но и впервые прочувствованный аромат прошедших эпох. Он присутствует и в пожелтевших страницах старинных столбцов и книг, и в выцветших коричневых чернилах, и в застрявшем между страницами песке, служившем промокашкой, и в написанной разными почерками скорописи, и в подлинных рукоприкладствах людей знатных или никому не известных. Всё это вызывает особый трепет, особое чувство сопричастности с историей, которая, хотя и отошла в прошлое, но уже не кажется такой далекой и непознаваемой.


Музейная практика
(IV курс бакалавриата)

Музейная практика проводится сразу после летней сессии и длится три недели. Она проходит в музеях Москвы: Государственном историческом музее, музеях-усадьбах Останкино, Царицыно и других. Руководитель практики - доцент И.П.Кулакова.

подробнее

Практика представляет студентам уникальный шанс узнать музей изнутри. В ходе практики сотрудники музея проводят для студентов экскурсии по постоянной экспозиции, а также по некоторым музейным фондам. Эти экскурсии позволяют студентам взглянуть на музей уже не с точки зрения посетителя, а с точки зрения научного работника: ознакомиться с основными службами и подразделениями музея, понять главные принципы его внутренней организации и функционирования. Экскурсии обычно проходят не столько в форме лекции, сколько в форме живого диалога между сотрудниками и студентами. Это позволяет уделять внимание наиболее актуальным вопросам музейной работы, в особенности тем её аспектам, которые интересуют студентов.

На экскурсиях, проводимых в экспозиционных залах, студенты узнают об основных принципах построения музейной экспозиции, о ключевых этапах организации выставок, о возможных формах работы с посетителями. Во время бесед, проводимых в фондах, речь заходит и об особенностях формирования и организации музейного собрания и комплектования фондов, и о судьбе отдельных коллекций, и об особенностях реставрации, хранения и учета предметов. Все это сопровождается демонстрацией наиболее интересных экспонатов, хранящихся в богатейших фондах музея. Музейная практика предоставляет студентам возможность ознакомиться с обширными запасниками музея, материалы которых, как правило, доступны лишь сотрудникам и очень редко выставляются.

Особое внимание уделяется знакомству с разнообразными направлениями деятельности музея как научного учреждения. Речь идет и об ознакомлении с методами изучения различных типов предметов материальной культуры как исторического источника, и о взаимодействии музея и других научных организаций, как в нашей стране, так и за рубежом.

В качестве практических заданий студентам, как правило, предлагается принять участие в инвентаризации фондов, им поручается самостоятельно составить описания отдельных единиц хранения. Участие в инвентаризации, а иногда и помощь в организации выставок и каталогов, позволяет студентам не только в прямом смысле прикоснуться к прошлому нашей страны, но и овладеть навыками составления музейного описания и изучения конкретных предметов.

Таким образом, практика знакомит студентов с главными задачами музейной работы – хранением, описанием, изучением и демонстрацией самых разнообразных предметов материальной культуры.

Многие выпускники кафедры истории России до начала XIX века успешно работают в различных музеях Москвы и других городов.


Педагогическая практика
(IV курс бакалавриата, 1 курс магистратуры)

Педагогическую практику студенты проходят под руководством старшего преподавателя А.Е.Тарасова.



подробнее

Педагогическая практика состоит из "пассивной" и "активной" частей. В ходе пассивной практики студенты посещают уроки школьных учителей, изучают коллектив класса; в ходе активной — проводят уроки самостоятельно. В заключение студенты совместно со школьным методистом и руководителем практики aнализируют проделанную работу.

По результатам практики студенты получают оценку и пишут отчет. Итоги проведения практики обсуждаются на одном из заседаний кафедры, на которое приглашаются студенты-практиканты.

Аспиранты кафедры проходят педагогическую практику в университете, участвуя в проверке Олимпиад, приеме экзаменов. Важной составляющей педагогической практики аспирантов является проведение семинаров на 1 курсе, как правило в группе своего научного руководителя.

Наши практики