Электронная библиотека исторического факультета

Наши традиции и праздники.

На факультете проводится множество мероприятий. К ним относятся разнообразные концерты и традиционные для любого студента ритуалы посвящения в первокурсники, а также отмечание середины пройденного за годы обучения пути.

Особенно запоминающимися являются вручения дипломов об окончании МГУ и выпускные вечера.

Корпоративный факультетский праздник "День историка"

День историка – это ежегодный корпоративный праздник Исторического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова.

Каждую осень студенты-историки собираются и устраивают большое представление, на которое приходят другие студенты, аспиранты, преподаватели и, конечно, сам декан.

Это наш любимый праздник, который начинался как студенческий капустник в конце девяностых годов, а теперь вырос в полномасштабный спектакль-поздравление.

Об эволюции Дня историка и его идейном наполнении лучше всего могут рассказать самые активные его участники, им передаем слово.

Приглашаем вас полистать фотоальбом состоявшихся праздников

Об особенностях Дня историка рассказывает Владимир Богданов, организатор и участник ДИ 1999-2003

Идея Дня историка витала в воздухе. Творческая группа, которая им занималась, была то ли четвертая, то ли пятая за 1990-е годы, которая претендовала на студенческую самоорганизацию.
Я подключился к Дню историка со второй половины сентября 1999 г., точно помню, что была пятница и мы были после военной кафедры. Собрание было в ДСВ. Пригласил Вася Гришин, а Саша Семенова, моя сокурсница, зачитала имеющиеся наработки. Оказалось, что группа ребят (в первую очередь, девчонок из общежития) уже довольно долго думают над сценарием. Тогда за основу был взят "Ад" Данте: пять кругов ада и всё такое. На следующее собрание я пришел со своей идеей: страна чудес и Ломоносов с абитуриентом в качестве центральных персонажей. А затем мы с Сашей соединили оба варианта. Вообще идея первого Дня историка заключалась в том, чтобы никакой идеи не выбрасывать. в результате получилось то, чем было заниматься интересно и весело всем. К сожалению, на следующих Днях историка такой атмосферы уже не было.

2-й День историка был посвящен Фоменковщине. Мой изначальный сценарий зарубили, и в итоге он скомпоновался в 1-ю сцену. Но ряд песен остался, в частности, песня Фоменко "Наш любимый Юлий Цезарь...". Главным сценаристом выступил Иван Мостинский – мой сокурсник.

На третий День историка главным сценаристом стал Батыр Айнабеков, который потом продолжал писать сценарии ещё трёх Дней историка. Там была сборная солянка: что-то из фантастики (9 Космоакадемия имени Л.И. Бородкина), что-то из Криминального чтива, что ещё откуда-то.

Четвертый ДИ был, по-моему, удачнее предыдущего. Идея: телевидение. Там были пародии не только на истфаковские реалии (или реалии исторической науки), но и на телепередачи.

Пятый ДИ был посвящен сказкам. Это был последний, в котором я участвовал. Дальше я считал неприличным, чтобы аспирант 3-го года вмешивался в тот процесс, которым должны заниматься студенты.

Из последних ДИ наиболее запомнился тот, где Н. Высоцкий играл Ключевского. Он был веселый, неожиданный – ведь он был в стихах! На следующий год был очень хороший спектакль - "Убить Герострата". Но это уже был не ДИ. Это была хорошая постановка замечательной пьесы Горина. Но это не был капустник, а ДИ должен быть именно капустником.

Жаль, если традиция прервется: основывать сложнее, чем продолжать. Но вся-таки то, что на протяжении 15 лет традиция длилась (при этом никак не подпитывалась каким-либо административным ресурсом), говорит о том, что всё было не зря, а на факультете была атмосфера, подвигающая студентов и аспирантов к творчеству.


Рассказ Дениса Родина, организатора и участника ДИ 2011-2014

Что такое День историка сегодня? Это способ самовыражения. Это поток идей и замыслов различных идей, который, прорываясь, создаёт атмосферу праздника и напоминает всем нам, что история – это не только сухая наука, но и потрясающий по своей силе творческий процесс.

Я участвую в постановке Дней историка с самого первого курса, т.е. с 2011 года. Каждый год мы оказываем зрителю что-то новое. В первый раз мы погрузили его в атмосферу США 1920-х гг., причём с уклоном в философию Куросавы. Студенты в тот год трудились над постановкой вместе с аспирантами. Лейтмотивом нашей постановки был поиск истины и вообще постановка вопроса: что есть истина? Мне кажется, нам удалось донести это до зрителя, это отметил и сам декан в заключительном слове.

В последующие годы аспиранты уже практически не участвовали в постановках. Им на смену пришли студенты нового первого курса. Тогда мы грезили о мюзикле – я сам предлагал идею постановки мюзикла о декабристах (тексты переделанных песен я храню до сих пор), однако она была отклонена, во многом из-за проблем с составом (извечная проблема – много мужских ролей, а основной контингент участников – девушки) и с костюмами. Итогом длительных обсуждений стал «музыкальный спектакль», в основе которого лежал мультфильм «Покахонтас». Это был своеобразный ответ на события 2010-2011 гг.: многие тогда обращались к национальному вопросу, и нам хотелось показать столкновение двух цивилизаций – европейской и американской. В целом, постановка имела успех, хотя и не столь оглушительный, как за год до этого. Среди объектов критики были излишняя серьёзность, не соответствующая праздничному настроению, и игра актёров, но танцы (за них отвечали Грязнова Стася, Кандейкина Надя и Годунова Соня) зрителями опять были приняты на ура. Очень удачным был и выбор главных действующих лиц: Кирилл Клопков и Маша Нанзат-Оол чудесно смотрелись вместе. Отмечу, что к тому времени у меня самого уже сложилось определённое амплуа: оба раза я играл романтически настроенных, немного комичных юношей-идеалистов.

На третий год у нас уже изначально был готовый сценарий. Николай Андреев (тогда он был на четвёртом курсе) сам написал небольшую пьесу, посвящённую событиям 1968 года во Франции, и предложил её поставить. Вместе со сценарием мы получили и весьма неплохого режиссёра, который настойчиво требовал от всех участия в репетициях и если не хорошей, то хотя бы приличной актёрской игры по системе Станиславского. Так как Стася к тому времени окончательно ударилась в организацию МИФа, то за хореографию в постановке отвечал я. Итог был весьма неоднозначен: нельзя сказать, что зрителю не понравился «Париж’68», но спектакль оказался очень коротким (около 40 минут против часа в предыдущие годы) и обрывался слишком резко, впечатление от него, согласно некоторым мнениям, было сумбурным (впрочем, танцы понравились всем – за что я хотел бы ещё раз сказать большое спасибо всем, кто тогда танцевал). Возможно, нас подвело то, что мы отошли от самой концепции Дня историка: мы показывали историю – но вне её связи с сегодняшним днём, более того, вне её связи с деятельностью самих историков. День историка – это всё-таки праздник, и аудитории (студентам и преподавателям) в этот день хочется отдыхать и веселиться, а не ломать голову над философскими вопросами.

Конечно, за прошедшие 15 лет День историка претерпел значительные изменения: сперва это были капустники, сегодня то уже заявка на серьёзную драматургию. Но неизменным остаётся одно: творчество студентов и реализация всех их смелых замыслов. Мы не знаем, что готовят следующие годы, но каждый год мы видим новые лица, видим, как горят глаза первокурсников, готовых разразиться новыми идеями и замыслами, и потому мы можем быть уверены – День историка никуда не исчезнет и по-прежнему будет занимать видное место среди того великого множества праздников и фестивалей, которыми знаменит наш факультет. И это правильно, ведь жизнь должна дарить радость, а задача артиста – делить эту радость со своими зрителями.

Посвящение первокурсников в студенты-историки

Посвят – это первый большой праздник, в котором принимают участие почти все первокурсники. Он всегда проходит осенью в одном из пансионатов МГУ.

Для недавно поступивших на Истфак ребят это отличный повод познакомиться поближе друг с другом и со студентами старших курсов, впервые почувствовать себя частью студенческого братства.

Но, чтобы понапрасну не тратить слова, дадим высказаться студентке, которая совсем недавно вернулась с Посвята.

Приглашаем вас полистать фотоальбом состоявшихся праздников

Студентка Юлия Харченко о Посвящении 2014 года

«В жизни каждого человека рано или поздно наступает совершенно особый период - студенческие годы, на которые приходится пик молодости. Именно этот период определяет круг людей, с которыми в дальнейшем будет связана наша жизнь. Именно для того, чтобы сплотить еще зеленых, плохо понимающих, что вообще происходит, первокурсников, опытные старшекурсники и придумали Посвящение в студенты-историки! Посвят - это неофициальное мероприятие, целью которого является приятное совместное времяпрепровождение, передача опыта от старших поколений к младшим, так сказать, краткий экскурс в студенческую жизнь, после которого завязываются новые дружеские отношения, формируется тот самый круг, в котором студенту предстоит провести следующие несколько лет.

В этом году нам повезло: организацией посвята занялся куратор первого курса, Круглов Денис Сергеевич, которого мгновенно полюбили студенты-первокурсники.Если бы меня попросили охарактеризовать его одним-единственным эпитетом, я бы сказала "классный". И нечего добавить. Как еще назвать человека, который умудряется совмещать преподавательскую деятельность, работать на трех работах, решать проблемы целого курса и при этом быть поразительно разносторонним человеком, который и зефирки пожарит, и в тележке покатается, и немецкому научит? Денису Сергеевичу быстро удалось сформировать вокруг себя круг наиболее инициативных студентов, которые с огоньком принялись помогать с организацией посвята. Это действительно было мероприятие, над организацией которого трудился весь курс, а не один человек.

День посвята был пасмурным. Ребята подъехали к Шуваловскому, откуда погрузились в автобусы, впихнув в туда знаменитую тележку с продуктами и реквизитом. Начался наш чудовищно долгий путь. Мы попали в пробку, ребята достали гитары, мы начали петь на весь автобус, мы съели всю еду, которой не повезло попасть в салон автобуса, мы играли в разные дурацкие игры и, что самое главное, просто общались. Наконец мы прибыли – на три часа позже, чем было запланировано. Было решено плюнуть на четкий план, мы разошлись по своим номерам, примерно через полчаса пошли на ужин. Затем старшекурсники пригласили нас на увлекательный квест. Три команды победителей в итоге получили свои призы с символикой нашего вуза, а затем занялись подготовкой костра. Костер – это главная часть посвята. Огромная куча первокурсников расселась вокруг него, грея ручки и ножки. Гвоздем вечера были Кирилл Берегела с гитарой, в голове у которого помещается нечеловеческое количество песен, слов и аккордов к ним. Мы дружно пели всей толпой, сидели по-семейному уютно и тепло. Затем закончились приготовления дискотеки, караоке и чайной, над которыми всю ночь упорно трудились Катя Михайлова и Маша Гаргянц. Часть народа разошлась, часть осталась у костра учиться крутить пои и жарить зефирки с сосисками в компании с Денисом и Ксюшей. Затем пошли в караоке. Отличная, кстати, возможность выявить скрытые таланты ребят: выяснилось, что на истфаке очень много людей с потрясающими голосами и идеальным слухом. А потом – на дискотеку. Организована она была просто потрясающе, ребята танцевали до упаду, музыка была подобрана идеально.

Я впервые ощутила эту студенческую атмосферу: чувство полной свободы, счастья, ощущение, что ты “в своей тарелке” и с нужными людьми. Нам всем очень повезло. Я не могла даже представить, с какими изумительными, талантливыми, веселыми, классными ребятами я буду учиться. Посвят, безусловно, всех сплотил. После него стало как-то теплее в лекционных аудиториях, как-то дружелюбнее. Я считаю, что такие Посвяты необходимо устраивать, чтобы давать студентам возможность почувствовать, в какое офигенное место они попали.»

Традиционный студенческий праздник "Экватор"

Экватор – это студенческий праздник, всегда отмечаемый на третьем курсе.

Почему он так называется? Настоящий экватор делит планету на две воображаемые половины, и у моряков есть традиция отмечать пересечение экватора особым ритуалом. Так же и студенты, университетскую жизнь пройдя до половины, хотят отметить это событие, хотя у них совсем другие традиции, чем у матросов.

Студенты Исторического факультета обычно отмечают экватор поездкой в один из университетских пансионатов. Как правило, это второй праздник после посвята, в котором участвует почти весь курс.

Приглашаем вас полистать фотоальбом экваторов разных лет

Студентов ждут дискотека, концерт-капустник, торжественный, но совсем не официальный ужин, а также разные конкурсы и квесты. Последние несколько лет к этому добавилась еще и костюмная вечеринка – в 2013 году темой был «Великий Гэтсби», а в 2014 – мафия. Каждый год праздник получается разным, ведь все курсы уникальны, но дух студенческого братства наполняет все «экваторы» без исключения и напоминает нам о том, что все студенты-историки – большая веселая семья.

Праздничный концерт ко Дню победы
Рассказывает один из организаторов концертов ко Дню Победы - аспирантка Ксения Смирнова:

Один из главных праздников нашей страны на истфаке ощущается особенно живо. Для нас этот майский день – не просто выходной, а дань памяти людям, каждый из которых внес свой вклад в одну из самых драматичных, но и гордых страниц нашей истории.

Праздничный Концерт ко Дню Победы на нашем факультете стал уже традиционным, наиболее массовым и важным внеучебным мероприятием факультета, объединяющего не только студентов и аспирантов всех курсов, но и преподавателей, выпускников, а главное – ветеранов войны. Каждый год после торжественного митинга у Вечного огня (перед Первым гуманитарным корпусом) мы стараемся сделать уникальный концерт, показать личное восприятие войны, вспомнить забытые имена, редкие песни, неизданные стихи.

Приглашаем вас полистать фотоальбом состоявшихся концертов

Каждый год мы воплощаем новые идеи, показывая войну с разных сторон. В 2009 году концерт, который организовывала Ира Иванова, был посвящен Второй Мировой войне в целом, там были и стихотворения на французском, и воспоминания поляков, узников концлагерей, и песни английских лётчиков. В 2010 году мы попытались построить концерт на воспоминаниях истфаковцев — участников Великой отечественной войны, а в 2011 номера следовали согласно хронологии военных действий: от мирного Бреста, до возвращения в Москву с Победой, в 2012 году сюжет разворачивался в Берлине, у полуразрушенных Бранденбургских ворот. В 2013 году концерт был построен на поэме Твардовского «Василий Тёркин», которая выходила на страницах фронтовых газет с 1942 по 1945 годы. Эта идея (автор - первокурсник Кирилл Артемонов, должна была придать всему концерту мажорное настроение, которого так не хватало в предыдущие годы и которое, как бы то ни было, всё-таки должно быть главным в День Победы. В 2014 году вместе с концертом прошла акция «Память», в рамках которой холл на 4 этаже украсили портреты родственников преподавателей, сотрудников, студентов и аспирантов нашего факультета – каждый внёс свой вклад в общую память о Победе.

Сейчас, когда георгиевские ленточки носят вместо шнурков в кедах, а с 5-го по 20-е числа Мая по телевизору крутят ремиксы «Катюши» и «Огонька», нам как историкам кажется важным сохранить искреннюю связь с тем временем, которую можно почувствовать не только путем общения с архивными источниками, но и при помощи искусства военных лет, которое оживает на сцене Шуваловского корпуса.

Межвузовский осенний танцевальный фестиваль

Рассказывают организаторы и участники танцевальных фестивалей Анастасия Грязнова, Надежда Кандейкина

Танцевальный фестиваль - одно из самых ярких событий осени, в котором участвуют не только студенты исторического факультета, но и коллективы других факультетов МГУ и даже других вузов Москвы.

Каждый историк, который участвовал в фестивале, помнит утренние репетиции, когда проклинаешь все на свете, особенно громкую музыку возле актового зала и домашние задания, которые делаешь на корточках в перерывах между репетициями.

Однако это уникальная возможность не только окунуться в мир движения и энергии, но и найти новых друзей, прочувствовать дух и приобрести любовь к танцу, которую пронесешь через все годы университета.

Приглашаем вас полистать фотоальбом прошедших фестивалей

Танцевальный фестиваль проводился трижды по инициативе четырех студенток нынешнего четвертого курса, а именно: Грязновой Анастасии, Годуновой Софии, Кандейкиной Надежды и Гришко Нике. Каждый раз он радовал зрителей самыми разными стилями: от русского народного танца до джаз-модерна, от классического балета до хип-хопа. Каждый танцевальный вечер был настоящим праздником, когда в сердцах зрителей загорались теплые чувства и потрясающая энергия, от которой хотелось самим танцевать. 14 ноября 2014 года организаторы провели последний свой фестиваль, который прошел под названием "Времена. Исторические эпохи". Они надеются передать свою идею и свой задор студентам младших курсов, чтобы они продолжали радовать зрителей и вызывать незабываемый драйв и эмоции, которые останутся с ними на всю жизнь!

Музыкальный исторический фестиваль (МИФ)

МИФ - Музыкальный Исторический Фестиваль на историческом факультете МГУ. Зародившись как студенческая традиция в начале 2000-х годов, фестиваль существовал несколько лет, после чего возродился в 2009 г. при активной поддержке руководителя отдела по воспитательной работе со студентами А.А.Талызиной. С тех пор МИФ стал ежегодным и проводится в первой половине весеннего семестра учебного года. Организаторами в разное время выступали студенты, аспиранты и сотрудники факультета - Василий Гришин, Ирина Иванова, Кирилл Берегела, Григорий Назаров, Кирилл Клопков, Артём Носов и другие. Сегодня МИФ - это фестиваль, на котором каждый истфаковец может попробовать свои силы в выступлениях на сцене Шуваловского корпуса.

Приглашаем вас полистать фотоальбом состоявшихся фестивалей

Рассказывает Яков Шипов (выпускник 2002 года):

За любым удачным воплощением всегда стоят амбиции. Музыкальный исторический фестиваль, кажется, тоже получился потому, что амбиции многих сложились в единую волну. Истфак никогда не был обделен творческими людьми. И на каждом курсе формировались-играли-распадались дуэты, коллективы, просто какие-то проекты. Им всегда хотелось выступить. Это мог быть актовый зал I ГУМа на каком-нибудь празднике Весны, Труда и молодежи. Или на сачке ГЗ, где сборную солянку посерьезнее организовывал студенческий профсоюз. Но у многих команд как-то не ладилось со Студкомом. Функционеры видели в музыкантах разгильдяев и лабухов, музыканты отвечали такой же нелюбовью и считали профкомовских организаторов обыкновенными жлобами. Выступать в родной alma mater получалось редко, разве что если скинуться с другими группами и арендовать столовую в ДСВ. А играть на площадке, путь даже не большой очень хотелось многим начинающим музыкантам.

На четвертый год существования ТССИ (Творческого союза студентов-историков) возникла идея помимо Дня историка и посвящения еще и собрать музыкальный фестиваль. Чтобы новички, да и те, кто уже где-то выступали, могли заявить о себе — а дальше как повезет. Кто бы ни был инициатором, но первые МИФы стали в некоторой степени бенефисом главного музыканта истфака конца 90-х — начала нулевых — Василия Гришина. Он уже тогда собрал новую команду - "Оркестр тоталитарного джаза", играл песни, в том числе и более раннего периода, когда недолго просуществовала его прежняя группа "Назло соседям".

На первый МИФ собрались в легендарной "шестерке" - шестой поточной аудитории I ГУМа. Было шумно, аппарат был слабоватый. Да там и были, по сути, несколько комбиков и микрофоны. Зато был драйв, когда всем по кайфу даже то небольшое мероприятие, что удалось устроить. Из первого фестиваля запомнилось немногое — кажется, тогда Дима Пейч собрал первый состав будущей группы «Motherfathers», а Александр Мраморнов зачем-то спел несколько оперных партий. Но никого с импровизированной сцены не гнали и бутылками не закидывали. Второй МИФ, в актовом зале, отложился в памяти благодаря подтанцовке — под "Оркестр тоталитарного джаза" несколько девушек из зала начали выдавать рок-н-ролл прямо у сцены. Остальное уже достояние истории...


Рассказывает Кирилл Берегела:

Для меня МИФ не просто концерт, не просто детище. Сначала я пришёл сыграть там пару песен, а потом стал делать концерты сам. Атмосферу, которая бывает на МИФах, сложно передать словами - здесь, как в доме Облонских, смешивается всё: и волнение людей, которые выйдут на сцену впервые в жизни, и нетерпение бывалых артистов, которым хочется себя показать, и радость людей, которым есть чем поделиться с другими, и много чего ещё... В нашей стране не случайно так любят музыку - она связана с наибольшей свободой, и в первую очередь свободой самовыражения. Казалось бы, зачем каждый год вновь выходить на подмостки Шуваловского корпуса? Ответ простой - музыка (а не что-то ещё, что упомянуто в соответствующей рекламе) объединяет людей. Не буду лукавить, я, как и многие музыканты, стремлюсь к тому самому единению с другими людьми, выходя на сцену. Когда ты чувствуешь внимание и реакцию зрителей на то, что ты делаешь, это одно из самых сильных ощущений в жизни. Зачем я делаю МИФ как организатор? Потому что я считаю, что у каждого должна быть минута славы. Я хочу, чтобы и другие люди хотя бы ненадолго прониклись волшебством, которое происходит на их глазах. Какая разница, первоклассный музыкант выходит на сцену или новичок - на каждого может снизойти откровение, каждый может почувствовать связь с публикой, каждый может прикоснуться к этому чуду - и ради этого стоит делать такие концерты.


Рассказывает Ирина Иванова (выпускница 2012 года):

Я всегда любила творческую деятельность. Любила музыку, танцы, театр. Участвовала во всевозможных мероприятиях в школе, в пионерских лагерях. Но думала, что после поступления с этой страстью придётся расстаться, потому что мне казалось, что жизнь в университете – это, в первую очередь учёба и наука, в которые и нужно погружаться с головой. Однако, пять лет на истфаке оказались для меня самыми насыщенными и плодотворными в творческом плане.

Когда я только поступила, студенческая самодеятельность была не очень развита на факультете: был ТССИ, на чьих плечах лежала, прежде всего, организация Дня историка, и был ежегодный концерт, посвящённый Дню Победы. В нём я и приняла первый раз участие. И это стало отправной точкой. Оказалось, что среди студентов есть очень много креативных и талантливых ребят, с багажом творческих идей и замыслов. Но в рамках только одного мероприятия невозможно было всё это воплотить в жизнь, нам хотелось «расширяться». Так у нас сформировалась своеобразная инициативно-креативная группа, шефство над которой взяла Анна Аркадьевна Талызина. Она была не просто нашим куратором. Именно благодаря ей многие идеи получили поддержку и реализацию. К тому же Анна Аркадьевна не только "наблюдала" за нами, но и сама принимала активное участие в подготовке мероприятий и в выступлениях. Вот такой у нас сложился симбиоз: студенты и преподаватели, люди разных возрастов и интересов, но все одержимые одной идеей.

Когдв я была на II курсе Анна Аркадьевна предложила воссоздать проводившийся когда-то на факультете Музыкальный исторический фестиваль. И мы сразу с энтузиазмом взялись за воплощение этой идеи, тем более что среди нас было много музыкантов. Так, в списке ежегодных мероприятий появился МИФ. Вслед за ним родилась традиция проведения новогодних благотворительных спектаклей-мюзиклов для детей из детских домов. Да и формат концерта ко Дню Победы мы значительно трансформировали, превратив его из сухого списка номеров в настоящее завораживающее театральное представление. Это правда было удивительное время. Когда я говорю, что мы были одержимы, я не преувеличиваю. Всё свободное время, иногда вплоть до закрытия корпуса или в выходные, мы проводили в аудитории Е-222 Шуваловского корпуса: писали сценарии, делали костюмы, готовили декорации, репетировали, ну иногда просто пили чай, бегали по администрациям, оформляя разрешения на предоставление зала, вели активную рекламную кампанию в соцсетях, созванивалась по ночам, делясь новыми идеями. Людям так нравилось, что мы делаем, что многие ребята приходили к нам, толком ничего не умея, но с большим желанием поучаствовать в наших мероприятиях. А мы всем были рады и всех брали.

Я выпустилась в 2012 году, и, к сожалению, со студенческой самодеятельностью пришлось расстаться. Но до сих пор на меня зачастую накатывает ностальгия, я пересматриваю фотографии и видео с наших концертов, вспоминая, что было "за кадром". Я очень благодарна за то, что все эти 5 лет рядом со мной были прекрасные люди, которые фактически стали моей второй семьей. Я постоянно слежу за творческой жизнью факультета в соцсетях, и мне приятно, что начатое нами дело до сих пор живёт, что приходят новые студенты и подхватывают эстафету, привнося при этом что-то новое. Надеюсь, что учёба и творчество и дальше будут гармонично сосуществовать на истфаке.