Электронная библиотека исторического факультета МГУ

Учебная работа на кафедре

Наша кафедра – самая большая на историческом факультете, на ней работают около 50 преподавателей, научных сотрудников и специалистов по учебно-методической работе.

Конечно, все мы люди разные – по возрасту, характеру, занимаемой должности, званию (различия можно перечислять долго), но нас многое объединяет, а главное – мы хотим, чтобы все Вы стали хорошими, замечательными специалистами в той сфере научной деятельности, которую сами для себя изберете. Если же Вам не суждено стать учеными, то сможете заняться какой-либо практической работой, но и в этом случае необходимы знания, широкий кругозор, умение анализировать факты и сложные ситуации, навыки общения с людьми.

Преподаватели кафедры читают общие годовые курсы "Новая история стран Европы и Америки" и "Новейшая история стран Европы и Америки". В качестве дисциплин специализации студенты слушают курсы по источниковедению и историографии Новой и Новейшей истории, исторической географии и математической статистике. Обязательными являются курсы по истории страны, выбранной для специализации: США, Великобритании, Германии, Франции, Италии, Испании, Португалии, Греции, Швеции, стран Латинской Америки. Студенты, выбравшие специализацию по истории и теории международных отношений, должны прослушать курс "Становление и развитие системности в международных отношениях", а специализирующиеся по политологии - курсы "Основы политологии", "История политических учений" и "Политический анализ".

Подлинной "сокровищницей" кафедры является периодически обновляемый набор специальных курсов. Они разрабатываются на основе индивидуальных научных интересов, и, как правило, отражают тематику наших исследований. За последние 10 лет на кафедре было прочитано более 50 таких курсов.

Обучение на кафедре новой и новейшей истории позволяет получить разностороннее видение периода и овладеть необходимыми навыками исторического анализа в рамках профильных дисциплин. Период новой и новейшей истории раскрывается на кафедре в рамках более широкого изучения характерных процессов и явлений, а также более глубокого погружения в его специфику на примере отдельных стран. Этому служат курсы по истории страны (Великобритании, Германии, Греции, Испании, Италии, Франции, Швеции, а также отдельный курс по становлению и развитию системности в международных отношениях для тех, кто выберет этот профиль), а также традиционно высокая доля внимания, уделяемого изучению двух иностранных языков, необходимых студенту при обращении к истории зарубежного государства. Кроме того, студент может целенаправленно заняться историографией изучаемой страны в рамках отдельного направления.

Особенности обучения на кафедре

Если Вы поступили на Кафедру новой и новейшей истории, это не означает, что мы будем жестко регламентировать Вашу жизнь и указывать, что каждому студенту надлежит делать (хотя контроль никогда не бывает лишним). Конечно, Вам придется учиться, причем добросовестно, но делать это творчески.

Поскольку на нашей кафедре работает большое количество специалистов, значит, мы можем предложить студентам широкий выбор, то есть у Вас появится возможность специализироваться по разным странам и периодам, по самой различной проблематике – от повседневной, частной жизни людей далекой от нас эпохи до глобальных процессов современности.

Научный руководитель, который будет работать с Вами в спецсеминаре, поможет сформулировать тему и объяснит, в чем заключается Ваша исследовательская задача. На 4-ом курсе Вам предстоит защита выпускной квалификационной курсовой работы. И здесь у Вас есть возможность продемонстрировать свои творческие способности, трудолюбие и нестандартность мышления.

Тематика исследований, предлагаемая студентам

Погружение в тему проходит в рамках тесного взаимодействия с научным руководителем, который заинтересован в выборе студентом удачной темы – соответствующей запросам современной исторической науки и близкой студенту по духу.

«Страноведение. История стран Европы и Америки в новое и новейшее время.»

  1. Современная Великобритания
  2. История Лондона
  3. Ирландия на современном этапе развити
  4. Современная Германия
  5. История ГДР
  6. Современная Скандинавия
  7. Cовременная Франция
  8. Современная Испания
  9. Современная Италия
  10. Современная Греция
  11. США в XXI в.
  12. Новые тенденции в развитии стран Латинской Америки в XXI в.

«Социально-экономическая история стран Европы и Америки в новое и новейшее время»

  1. История «повседневности» в странах Европы
  2. «Повседневность» в Третьем рейхе
  3. Социально-экономическое положение в североамериканских колониях Англии с середины XVII в. до начала Войны за независимость
  4. Колониальное общество в испанских и португальских владениях в Америке накануне освободительных революций первой трети XIX в./li>
  5. Проблема колоний в Америке в испанской просветительской литературе
  6. Социальный феномен «каудильизма» в странах Латинской Америки

«Политическая история стран Европы и Америки в новое и новейшее время».

  1. Французская монархия Старого порядка
  2. «Просвещенный абсолютизм» в странах Европы
  3. Основные тенденции развития массового сознания на примере Германии XVII-XVIII вв.
  4. «Левый поворот» в современной Латинской Америке
  5. Особенности политической системы Скандинавских стран
  6. Политическая система стран Южной Европы
  7. История двухпартийной системы в Великобритании
  8. «Ирландский вопрос»: история и современность
  9. Голлизм: идеология и политика
  10. Электоральный и законодательный процессы: анализ массовых данных
  11. Политическое лидерство и политика в странах Западной Европы
  12. Социалистические идеи и их развитие в европейском рабочем движении ХХ в.
  13. История мирового коммунизма

«Развитие международных отношений в новое и новейшее время».

  1. Теория международных отношений (годовой курс)
  2. Становление и развитие системности в международных отношениях (годовой курс)
  3. Историография истории международных отношений
  4. История европейской дипломатии
  5. Версальско-Вашингтонская система: становление, характер, основные этапы развития
  6. Биполярная система: динамика развития, механизм функционирования, историческое место
  7. Восточный вопрос в международных отношениях в новое время
  8. Испания в системе международных отношений послевоенного периода: от международной изоляции к военно-политической и экономической интеграции
  9. Мировая экономика и международные отношения в эпоху «холодной войны»
  10. Теория и практика экспансии в международных отношениях.
  11. Теория и практика геополитического анализа в международных отношениях.
Что умеют наши выпускники?

Результатом обучения на кафедре является освоение всех необходимых компетенций, а также широкий кругозор и способность к критическому анализу самых разных сторон современного общества на основании знания тех процессов, которые привели к его становлению.

Выпускник кафедры является экспертом в области политических процессов, международных отношений, в культурной и интеллектуальной сфере и имеет неизменный спрос на динамичном и требовательном рынке труда. Кафедра поддерживает на высоком уровне научный стандарт исторических исследований, сохраняя связи с региональными вузами и талантливыми выпускниками, многие из которых возглавляют профильные кафедры исторических факультетов в других городах России. Так историческая среда сохраняет свою преемственность.

Описание специализированных компетенций (СПК)
  • cпособность к осуществлению профессиональной научно-исследовательской деятельности в области исторического анализа, методологии исторического исследования в области история Европы и Америки в новое и новейшее время (СПК-1);
  • способность к осуществлению профессиональной научно-исследовательской деятельности в области истории стран Европы и Америки, выявления общего и особенного в историческом развитии отдельных стран (СПК-2);
  • способность к осуществлению профессиональной научно-исследовательской деятельности в области определения региональных особенностей исторического процесса в странах Западной, Центральной и Южной Европы, Северной и Южной Америки (СПК-3);
  • способность к осуществлению профессиональной научно-исследовательской деятельности в области зарубежной политической и социально-экономической истории (в области история Европы и Америки в новое и новейшее время ) (СПК-4);
  • способность усвоить важнейшие доктрины и учения, зародившиеся в XVII-XVIII вв. и получившие дальнейшее развитие: меркантилизм, протекционизм, либерализм, консерватизм в (области история Европы и Америки в новое и новейшее время) (СПК-5);
  • способность выявить суть и хронологические рамки принципиальных изменений, затронувших все сферы жизни: аграрной революции, демографической революции. Военной революции, промышленной революции, транспортной революции, дипломатической революции в истории Европы и Америки в новое и новейшее время (СПК-6);
  • способность к осуществлению профессиональной научно-исследовательской деятельности в области изучения важнейших достижений культуры и системы ценностей, сформировавшихся в XVII-ХХ вв. в Европы и Америки в новое и новейшее время (СПК-7);
  • способность к осуществлению профессиональной научно-исследовательской деятельности в области оценки состояния современных исследований, научных дискуссий и учебной литературы по проблемам культурного, политического, социально-экономического развития стран Европы и Америки (СПК-8);
  • способность соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий в Европе и Америке в новое и новейшее время (СПК-9);
  • способность выделить основную событийную канву данного периода; главные этапы развития важнейших исторических процессов в отдельных странах Европы и Америки в новое и новейшее время (СПК-10);
  • владение методами современной исторической науки и навыками их применения в исторических исследованиях (области история Европы и Америки в новое и новейшее время) (СПК-11);
  • владение методиками прикладных исторических исследований, включая архивные исследования; владение навыками сбора, обработки, интерпретации и анализа первичной исторической информации (СПК-12);
  • способность к формулированию исследовательских гипотез и моделей с опорой на теоретический фундамент современной исторической науки и с использованием специализированных баз научных данных (СПК-13);
  • способность к самостоятельному выявлению актуальных научных проблем истории, разработке методологического инструментария исторического исследования применительно к конкретному объекту изучения (СПК-14);
  • способность к профессиональному составлению и оформлению научной документации, научных отчетов, обзоров, докладов и статей проектов научно-исследовательских разработок в соответствии с нормативными документам (СПК-15);
  • способность представлять комплекс знаний по дисциплине в формате российских или международных научных конференций и иных форумов (СПК-16);
  • владение методиками исторического, политологического и социологического анализа, подготовки информационно-аналитического материала и проектов аналитических разработок (СПК-17);
  • владение навыками анализа исторических и современных политических текстов, способность анализировать фактическую информацию (в том числе представленную в количественной форме) в соответствии с поставленными задачами (СПК-18);
  • владение современной научной терминологией, относящейся к изучению новой и новейшей истории стран Европы и Америки (СПК-19);
  • владение нормами русского литературного языка и функциональными стилями речи, способность демонстрировать в речевом общении личную и профессиональную культуру (СПК-20);
  • способность преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в странах Европы и Америки в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма (СПК-21);
  • способность использовать полученные в результате освоения дисциплины знания для получения дальнейшего образования более высокого уровня и в профессиональной деятельности научного, административного и иного характера (СПК-22);
  • умение извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения (СПК-23);
  • способность к разработке рекомендаций стратегического и тактического характера в сфере общественно-политической деятельности для политических деятелей, политических партий, органов власти, средств массовой информации, к оказанию им консультационных услуг (СПК-24);
  • владение методикой преподавания курсов истории и других общественных наук, а также отдельных дисциплин исторического знания в учреждениях общего и профессионального, способность логично и последовательно представлять освоенное знание (СПК-25);
  • владение навыками учебно-методической работы, знание тенденций развития педагогической науки и сферы образования, умение готовить учебно-методические комплексы с использованием достижений современных информационных и образовательных технологий (СПК-26);
  • способность к использованию в профессиональной педагогической деятельности знаний в области основных направлений современной исторической науки (СПК-27).
Контактная информация

Заместитель заведующего Кафедрой новой и новейшей истории по учебной работе -
к.и.н., старший научный сотрудник
Татьяна Александровна Некрасова

Кабинет: Г-449
Телефон: +7 (495) 939-32-88

Написать письмо
Закрыть
Защита от спама:
CAPTCHA
   Введите текст с картинки слева: