Расписание Личный кабинет ЭОС Документы Диссертационные советы Библиотека электронных ресурсов

+7 (495) 939-35-66 - деканат  все контакты
faculty@hist.msu.ru - электронная почта

 
Горизонтальное меню

Русское искусство (Федорово - Давыдовские чтения)

Ежегодно на кафедре проходят "Фёдорово-Давыдовские чтения" – научная конференция, посвященная изучению различных аспектов русского искусства Нового времени в соответствии с основной областью научных интересов А.А. Федорова-Давыдова, бывшего заведующим кафедры с 1948 по 1967 и специализировавшегося на изучении русского и советского искусства.


Научная конференция "Русское искусство" (2016)

7-8 апреля 2016 года на кафедре истории отечественного искусства исторического факультета МГУ прошла ежегодная научная конференция, которая с этого года изменила свое название, формат и тематику. Новое название конференции - "Русское искусство".



[3 - 3 из 3]
Страницы:


Программа конференции "Русское искусство - 2024"
Программа конференции "Русское искусство - 2023"
Программа конференции "Русское искусство - 2022"
Программа конференции "Русское искусство - 2021"
Программа конференции "Русское искусство - 2019"
Программа конференции "Русское искусство - 2018"
Программа конференции "Русское искусство - 2017"
Программа конференции "Русское искусство - 2016"
Программа конференции "Федорово-Давыдовские чтения - 2015"
Программа конференции "Федорово-Давыдовские чтения - 2010"
Программа конференции "Федорово-Давыдовские чтения - 1999"


Русское искусство и архитектура. V. Странствия и возвращение: сборник статей / Научн. ред. Вл.В.Седов; сост. А.П.Салиенко. – СПб.: Алетейя, 2024. – 258 с.

подробная информация

Сборник статей подготовлен по материалам прошедшей 20–21 апреля 2023 года в МГУ конференции "Русское искусство. Структуры и личности" и посвящен памяти профессора О.С. Евангуловой. Выбрав на этот раз подзаголовок "Странствия и возвращение", авторы планировали посвятить разговор теме долгого перемещения, состояния "вне дома". Такое состояние сродни путешествию, но это более длительное и более сложное путешествие, не вояж, а путь, не тур, а странствия и скитания. Это часто жизнь и творчество на пределе возможностей или, наоборот, в необыкновенно спокойном ритме. Осветить на вопросы странствия и возвращения, пусть частично, раскрыть путь художника или картины, героя или образа, определить "адрес" происхождения артели, увидеть направление движения целой школы или стиля — все это связано с темой данного сборника. Издание адресовано историкам, историкам искусства и архитектуры, культурологам, студентам и аспирантам, а также широкой аудитории, интересующейся проблемами русской художественной культуры.

Книга выпущена в серии "Труды исторического факультета МГУ" (Вып. 256. Сер. II: Исторические исследования, 177).


Русское искусство и архитектура. IV. Структуры и личности: сборник статей / Научн. ред. Вл.В.Седов; сост. А.П.Салиенко. – СПб.: Алетейя, 2023. – 248 с.

подробная информация

Сборник статей подготовлен кафедрой истории отечественного искусства исторического факультета МГУ по материалам прошедшей 22-23 апреля 2022 года конференции "Русское искусство. Структуры и личности" и посвящен памяти профессора А.И. Морозова. Давая конференции подзаголовок "Структуры и личности", ее организаторы предполагали исследовать и обсудить взаимоотношение личностей в русском искусстве, а также тех организационных и творческих структур, которые эти личности создавали и создают. Издание адресовано историкам, историкам искусства и архитектуры, культурологам, студентам и аспирантам, а также широкой аудитории, интересующейся проблемами русской художественной культуры.

Книга выпущена в серии "Труды исторического факультета МГУ" (Вып. 230. Сер. II: Исторические исследования, 160).


Русское искусство. III. Мимезис и утопия: сборник статей / науч. ред. Вл.В.Седов; сост. А.П.Салиенко. – СПб.: Алетейя, 2022. – 316 с.: ил. –  (Труды исторического факультета МГУ. Вып. 210. Сер. II: Исторические исследования, 141)

подробная информация

Настоящий сборник статей подготовлен по материалам прошедшей 9-10 апреля 2021 года в МГУ конференции "Русское искусство. Мимезис и утопия" и посвящен памяти профессора В.С. Турчина. В качестве предмета обсуждения была избрана тема мимезиса и утопии, позволившая создать напряженное проблемное поле и проанализировать творческие стратегии, определившие пути развития русского искусства Нового времени и XX столетия. Если миметический подход заключается в воспроизведении форм и явлений, уже существующих в действительности (в том числе в художественной сфере), то утопический принцип предполагает бегство от нее или создание иной реальности, которая может мыслиться как своего рода путеводная звезда, направляющая человечество или индивида к высшей цели, или как умозрительная альтернатива, не претендующая на практическое осуществление, но дающая шанс хотя бы мысленно отойти от сложившихся норм. Это полярные пункты, между которыми заключена история мирового искусства, но в реальной художественной жизни мимезис и утопия могут вступать в гораздо более сложные и разнообразные отношения. В статьях сборника показана вариативность этих отношений.

Издание адресовано историкам, историкам искусства и архитектуры, культурологам, студентам и аспирантам, а также широкой аудитории, интересующейся проблемами русской художественной культуры.


Русское искусство. II. Неучтенные детали: сб. ст. / науч. ред. Вл.В.Седов; сост. А.П.Салиенко. - СПб.: Алетейя, 2020. - 347 с.: ил. - (Труды исторического факультета МГУ. Вып. 170. Сер. II: Исторические исследования, 107)

подробная информация

Настоящий сборник статей подготовлен кафедрой истории отечественного искусства исторического факультета МГУ по материалам прошедшей 4-5 апреля 2019 года в МГУ конференции "Русское искусство. Неучтенные детали". Планируя конференцию, отражающую весь спектр истории русского искусства, мы хотели сделать акцент именно на неучтенных деталях. Речь идет о деталях разного веса - это и мелкие, но существенные для отдельного произведения искусства детали, обойденные вниманием исследователей, и совокупность фактов, важных для целостного понимания творчества художника или даже для осознания особенностей и путей развития целого стиля или направления, но, тем не менее, остававшихся вне поля научного зрения. Все эти детали собраны под одной обложкой в виде статей.

Издание адресовано историкам, историкам искусства и архитектуры, культурологам, студентам и аспирантам, а также широкой аудитории, интересующейся проблемами русской художественной культуры.


Русское искусство. Идея. Образ. Текст / отв. ред. В.В.Седов, А.П.Салиенко, Д.А.Андреев. - СПб.: Алетейя, 2019.- 374 с. - (Труды исторического факультета МГУ. Вып. 98. Сер. II: Исторические исследования, 52)

подробная информация
Коллективная монография является первой в рамках совместного проекта двух искусствоведческих кафедр исторического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова - кафедры всеобщей истории искусства и кафедры истории отечественного искусства. Авторский коллектив ставил перед собой задачу по формулированию и реализации новых способов и приемов изучения отечественного искусства. Материал коллективной монографии скомпонован по хронологическому принципу и строится из глав, которые объединены в три раздела. Сквозной темой, связывающей все структурные элементы монографии, являюти феномены конструирования художественного языка и художественного метода, а также сотворения образа творческой личности. Книга рассчитана на специалистов-искусствоведов, студентов, обучающихся в гуманитарных высших учебных заведениях, и на всех интересующихся историей отечественного искусства.

Русское искусство. I. Норма и разрыв: сб. ст. / науч. ред. Вл.В.Седов; сост. А.П.Салиенко. - СПб.: Алетейя, 2019. - 226 с. (Труды исторического факультета МГУ. Вып. 146. Сер. II: Исторические исследования, 88)

подробная информация
Сборник статей подготоален кафедрой истории отечественного искусства исторического факультета МГУ по материалам конференции "Русское искусство. Норма н разрыв". Внимание авторов сосредоточено на вопросах, связанных с нормой в искусстве различных эпох и периодов русского искусства. Норма, упорядоченность, правила в искусстве могут быть противопоставлены разрывам, распаду или ускоренному синтезу, наконец, девиациям. В этой сцепке норма означает спокойствие, разрыв - динамику. Но возможна и динамика внутри нормы. Все эти представления служат для обострения видения искусства, они способны дать новые углы зрения на целые периоды или на отдельные памятники.


Новые издания

нажмите на обложку для просмотра

Посмотреть весь каталог публикаций