Расписание Личный кабинет ЭОС Документы Диссертационные советы Библиотека электронных ресурсов

+7 (495) 939-35-66 - деканат  все контакты
faculty@hist.msu.ru - электронная почта

 

Новости науки

07.06.2023 А.Е. Тарасов – участник конференции "Древнерусское монашество в источниках и историографии (история, агиография, археология, философия, право, быт и нравы)"  1479 


А.Е. Тарасов – участник конференции "Древнерусское монашество в источниках и историографии (история, агиография, археология, философия, право, быт и нравы)"

Начало работы конференции «Древнерусское монашество в источниках и историографии (история, агиография, археология, философия, право, быт и нравы)»


5-6 июня 2023 года к.и.н., доцент кафедры истории России до начала XIX века исторического факультета МГУ А.Е. Тарасов принял участие в работе всероссийской конференции с международным участием "Древнерусское монашество в источниках и историографии (история, агиография, археология, философия, право, быт и нравы)", проведённой Санкт-Петербургской духовной академией и научным журналом "Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях". Конференция была посвящена памяти родоначальника русского монашества - преподобного Антония Печерского.


В секции конференции "Проблемы древнерусской литургики и гимнографии" А.Е.Тарасов выступил с докладом "Соловецкий устав: долгота дня и время начала богослужений". Аркадий Евгеньевич показал, что богослужебный обиходник Соловецкого монастыря (часто именовавший в рукописях "Уставом") является ценным источником для изучения слабо разработанной проблемы зависимости суточного круга богослужений от продолжительности светового дня в монастырской культуре Средневековой Руси эпохи господства Иерусалимского устава. В разных частях соловецкого обиходника содержатся указания на необходимость координации литургического и природного времени.

Наиболее показательна глава обиходника "О еже как подобает звонить на всяк день" (опубликована И.А. Чудиновой). Положения обиходника свидетельствуют о разработанной на Соловках не позднее второй четверти XVII века системе, в которой время начала богослужений суточного круга устанавливалось как в зависимости от годового богослужебного круга, так и с учётом долготы дня. Эта зависимость не всегда была линейной, но безусловно отражала представления о необходимости синхронизации суточных богослужений с течением ночных и дневных часов.

Особое исследовательское значение соловецкого обиходника заключается в том, что он создавался в условиях северных широт с присущими им бóльшими сезонными изменениями долготы дня. Очевидно соловецкие монахи был вынуждены приспосабливать свою богослужебную практику к природным обстоятельствам. При этом разработанная система не была застывшей и могла меняться, что отражают разные списки обиходника.

Работа конференции проходила в форме пленарного заседания и дальнейшего обсуждения в 10 тематических секциях: "Древнерусская книжность и право", "Древнерусская книжность и агиография", "Проблемы древнерусской литургики и гимнографии", "Древнерусские архиереи", "На перекрестке культур и традиций", Проблемы истории Древней Руси", "Идейные течения в истории монашества", "История монастырей в Древней Руси", "Монастырская жизнь конца ХVI–XVII веков", "Быт, искусство и хозяйство древнерусского монастыря". В течение даух дней участники конференции рассмотрели вопросы истории, культуры и быта древнерусского монашества, осветив с разных сторон этапы его развития.



Назад к списку новостей



Новые издания

нажмите на обложку для просмотра

Посмотреть весь каталог публикаций