Расписание Личный кабинет ЭОС Документы Диссертационные советы Библиотека электронных ресурсов

+7 (495) 939-35-66 - деканат  все контакты
faculty@hist.msu.ru - электронная почта

 

Новости кафедры

25.04.2019 Лекция Джузеппе Ди Джакомо "Живопись и философия в творчестве Казимира Малевича"  4300 

Лекция Джузеппе Ди Джакомо "Живопись и философия в творчестве Казимира Малевича"

Джузеппе Ди Джакомо и Александра Меденникова во время лекции

25 апреля 2019 года на историческом факультете состоялась лекция известного философа, профессора Римского университета La Sapienza (Италия) Джузеппе Ди Джакомо на тему "Живопись и философия в творчестве Казимира Малевича". Организатором мероприятия выступила кафедра всеобщей истории искусств исторического факультета МГУ. Лекция была прочитана на итальянском языке, ее последовательный перевод выполнила аспирантка А.Е.Меденникова.


Автор многочисленных публикаций по эстетике и философии, Джузеппе Ди Джакомо особенно интересуется отражением философских течений в искусстве XX века. Именно этот ракурс был выбран для освещения творчества прославленного художника русского авангарда Казимира Малевича.


Приезд профессора Ди Джакомо в Москву был приурочен к выходу в издательстве "Алетейя" русского перевода его монографии "Malevič. Pittura e filosofia dall’Astrattismo al Minimalismo", посвященной К.Малевичу не только как выдающемуся художнику, но и философу, сумевшему облечь вопрос о существовании Бытия в живописную форму.

Выходные данные
Джакомо Ди Д. Малевич: живопись и философия от абстракционизма до минимализма. - СПб.: Алетейя, 2018. - 246 с. - ISBN 978-5-907115-21-7


В своем творчестве К.Малевич отказывается от традиционных реалистических форм ради возможности обратиться к собственно критической функции искусства: речь идет не о том, чтобы представить мир таким, какой он есть, но о том, чтобы показать в нем начало возможного. Наряду с другими художниками-абстракционистами, осознавшими революционность своего метода, такими как Василий Кандинский и Питт Мондриан, К.Малевич оставил большое количество теоретических сочинений. В них он формулирует и пытается объяснить сущность абстрактного искусства.

Согласно концепции немецкого философа Теодора Адорно, всю историю искусства начиная с XIV века можно разделить на три больших этапа: классический, авангардный и период нового искусства, которые отличаются друг от друга как предметом изображения, так и отношением между зрителем и произведением искусства. Характерными чертами нового искусства является упразднение материальных предметов и реальных объектов изображения, которой, однако, оставляет нетронутой форму (линии и цвета), а также изменение положения зрителя, который перестает быть пассивным созерцателем, но вовлекается в качестве активного соучастника в общение с произведением искусства.

В этом контексте, а также со слов самого К.Малевича, оказывается, что знаменитый "Черный квадрат" 1915 года (или "Черный четырехугольник", поскольку четкий геометризм квадрата подразумевает не дионисийское вчувствование, а предельную аполлоническую рациональность) представляет собой утверждение и проявление Невидимого, растворения всех объектов в том, что может отождествляться с понятиями Ничто и Бытие, определяемое самим Малевичем как "Бездна Бытия". Это невыразимое является скрытым от наших глаз темнотой, но именно с помощью чувственного восприятия возможно достигнуть постижения Абсолюта — высшей цели, к которой стремилась живопись супрематизма.


В ходе дискуссии, которую инициировала к.иск., ст. преподаватель кафедры всеобщей истории искусств Е.С.Кочеткова, профессор Джузеппе Ди Джакомо коснулся также творчества Пауля Клее, чья фигура как теоретика и художника-философа в европейском масштабе сопоставима по значимости с К.Малевичем, а концепция искусства служит ему яркой и последовательной антитезой.



Назад к списку новостей

Новые издания

нажмите на обложку для просмотра

Посмотреть весь каталог публикаций