Научные публикации
Для просмотра детального описания нажмите на слова "подробная информация" или на название публикации
Публикации показаны в каталоге по убыванию – от недавних к более ранним.
Сборник статей подготовлен по материалам прошедшей 20–21 апреля 2023 года в МГУ конференции "Русское искусство. Структуры и личности" и посвящен памяти профессора О.С. Евангуловой. Выбрав на этот раз подзаголовок "Странствия и возвращение", авторы планировали посвятить разговор теме долгого перемещения, состояния "вне дома". Такое состояние сродни путешествию, но это более длительное и более сложное путешествие, не вояж, а путь, не тур, а странствия и скитания. Это часто жизнь и творчество на пределе возможностей или, наоборот, в необыкновенно спокойном ритме. Осветить на вопросы странствия и возвращения, пусть частично, раскрыть путь художника или картины, героя или образа, определить "адрес" происхождения артели, увидеть направление движения целой школы или стиля — все это связано с темой данного сборника. Издание адресовано историкам, историкам искусства и архитектуры, культурологам, студентам и аспирантам, а также широкой аудитории, интересующейся проблемами русской художественной культуры.
Книга выпущена в серии "Труды исторического факультета МГУ" (Вып. 256. Сер. II: Исторические исследования, 177).
Сборник статей подготовлен кафедрой истории отечественного искусства исторического факультета МГУ по материалам прошедшей 22-23 апреля 2022 года конференции "Русское искусство. Структуры и личности" и посвящен памяти профессора А.И. Морозова. Давая конференции подзаголовок "Структуры и личности", ее организаторы предполагали исследовать и обсудить взаимоотношение личностей в русском искусстве, а также тех организационных и творческих структур, которые эти личности создавали и создают. Издание адресовано историкам, историкам искусства и архитектуры, культурологам, студентам и аспирантам, а также широкой аудитории, интересующейся проблемами русской художественной культуры.
Книга выпущена в серии "Труды исторического факультета МГУ" (Вып. 230. Сер. II: Исторические исследования, 160).
Настоящий сборник статей подготовлен по материалам прошедшей 9-10 апреля 2021 года в МГУ конференции "Русское искусство. Мимезис и утопия" и посвящен памяти профессора В.С. Турчина. В качестве предмета обсуждения была избрана тема мимезиса и утопии, позволившая создать напряженное проблемное поле и проанализировать творческие стратегии, определившие пути развития русского искусства Нового времени и XX столетия. Если миметический подход заключается в воспроизведении форм и явлений, уже существующих в действительности (в том числе в художественной сфере), то утопический принцип предполагает бегство от нее или создание иной реальности, которая может мыслиться как своего рода путеводная звезда, направляющая человечество или индивида к высшей цели, или как умозрительная альтернатива, не претендующая на практическое осуществление, но дающая шанс хотя бы мысленно отойти от сложившихся норм. Это полярные пункты, между которыми заключена история мирового искусства, но в реальной художественной жизни мимезис и утопия могут вступать в гораздо более сложные и разнообразные отношения. В статьях сборника показана вариативность этих отношений.
Издание адресовано историкам, историкам искусства и архитектуры, культурологам, студентам и аспирантам, а также широкой аудитории, интересующейся проблемами русской художественной культуры.
Настоящий сборник статей подготовлен кафедрой истории отечественного искусства исторического факультета МГУ по материалам прошедшей 4-5 апреля 2019 года в МГУ конференции "Русское искусство. Неучтенные детали". Планируя конференцию, отражающую весь спектр истории русского искусства, мы хотели сделать акцент именно на неучтенных деталях. Речь идет о деталях разного веса - это и мелкие, но существенные для отдельного произведения искусства детали, обойденные вниманием исследователей, и совокупность фактов, важных для целостного понимания творчества художника или даже для осознания особенностей и путей развития целого стиля или направления, но, тем не менее, остававшихся вне поля научного зрения. Все эти детали собраны под одной обложкой в виде статей.
Издание адресовано историкам, историкам искусства и архитектуры, культурологам, студентам и аспирантам, а также широкой аудитории, интересующейся проблемами русской художественной культуры.
Книга содержит полный обзор сохранившихся от XV века иллюстрированных рукописей Великого Новгорода. Миниатюры русских средневековых рукописей, благодаря их хорошей сохранности и отсутствию переделок, содержат важную и более полную информацию о художественном уровне и живописных особенностях местного искусства, чем дошедшие до нас иконы. Кроме того, миниатюры рукописей содержат оригинальные сюжеты и изобразительные мотивы, раскрывающие специфику местной культуры. Считалось, что в Новгороде в XV в. иллюстрированных рукописей не было вовсе, и что вся творческая энергия художников ушла в создание икон, которые пользуются большой известностью в среде историков искусства как наиболее выразительное явление в художественном наследии новгородской живописи. Первый вариант исследования Э.С. Смирновой, опровергший это мнение, вышел в 1994 г. (издательство "Наука"). Новое издание содержит более широкий материал, найденный в последние годы, и высококачественные репродукции, которые дают представление о высоком уровне книжного искусства Великого Новгорода – одного из крупнейших художественных центров Средневековой Руси.
В истории русского средневекового искусства есть период, который до сих пор остается самым темным и малоизученным. Это столетие от середины XIII до середины XIV в., между татарско-монгольским нашествием и возвышением Москвы при митрополите Алексие и великом князе Дмитрии Ивановиче Донском. В обеих «Историях русского искусства», выпушенных при участии И. Э. Грабаря, этот период не получил освещения. Единственным регионом, которому исследователи отводили активную культурную роль в XIII–XIV вв., долгое время оставался Новгород.
Новизна современного этапа в изучении русского искусства середины XIII – середины XIV в. состоит в появившихся возможностях заполнить лакуну и показать преемственность искусства зрелого XIII в. по отношению к искусству домонгольских центров и возродившегося после татарского нашествия Ростова. Новые возможности возникли в связи с новыми находками и развитием мировой византистики. Хронологические рамки отраженного в книге периода трудно определить в виде конкретных дат. В качестве его нижней границы можно указать приблизительно 1250-е годы, когда намечаются первые признаки восстановления культурной жизни. Верхней же границей служит начало правлении Алексия (1354–1378), т. е. тот период, когда на Руси, особенно в Москве, уже готовился необычайный художественный расцвет, по времени соответствующий так называемому позднепалеологовскому периоду в византийском искусстве и оставивший после себя целую вереницу выдающихся произведений иконописи.
Географические границы исследования носят несколько размытый характер. Для данной работы наиболее важны памятники тех земель, которые некогда составляли ядро великого княжества Владимирского, но после кончины Всеволода Большое Гнездо стали быстро дробиться. В книге собраны произведения из музеев разных городов России. Многие иконы совсем недавно попали в поле зрения исследователей. Наряду с иконами в книгу включены три уникальные лицевые рукописи. Эти произведения впервые позволяют охарактеризовать художественную жизнь большого края, который сыграл выдающуюся роль в становлении искусства Москвы и русской традиции в целом.
Монография
Веселов В.Л., Веселова С.С. Сады Москвы. М.: Издательство "МИК", 2013. 360 с., илл. ISBN: 978-5-87902-285-8 |
Отражение научной деятельности сотрудников кафедры в системе "Истина"
Национальная библиографическая база данных научного цитирования РИНЦ