Новости кафедры
24 ноября 2021 года состоялось 265-е заседание Центра экономической истории исторического факультета МГУ, на котором был представлен доклад К. Леонард, З.Э. Назарова, Л.И. Бородкина, М.А. Карпенко и Р.Б. Кончакова "Цены на землю и строительство железных дорог в Европейской России (1860-е – 1900-е годы)", выполненный в жанре клиометрики.
С помощью регрессионных моделей показано, что строительство железных дорог в России, как и в Европе и США в XIX веке, повысило стоимость с/х земель. Это является классическим последствием инвестиций в развитие транспортных сетей в странах с преимущественно аграрным развитием. Из базы данных, созданной в рамках проведенного исследования, его авторы используют данные по 50 губерниям Европейской России, чтобы показать взаимосвязь между длиной железнодорожных линий (измеренной в 1894 году), ценами на землю (измеренными в 1900 году) и ежегодным ростом цен на землю за 1885–1910 гг. Выявленные факторы (включая плотность железнодорожной сети, урожайность зерновых, природно-географический фактор и др.) объясняют в совокупности более 2/3 причин, определявших движение цен на землю в губерниях Европейской России в конце XIX – начале ХХ вв.
Этот доклад можно рассматривать в русле работ по обоснованию причинно-следственных связей в историко-экономических исследованиях последних лет.
- Кэрол Леонард (Carol S. Leonard) – почетный профессор Оксфордского университета (колледж Св. Антония), известный специалист по экономической истории России, автор целого ряда работ, включая несколько монографий, обладатель премии Ассоциации славянских, восточноевропейских и евроазиатских исследований (ASEEES) за монографию "Agrarian Reform in Russia: The Road from Serfdom" (2011, Cambridge University Press), которая в была опубликована на русском языке в 2019 году – Леонард К. Аграрные реформы в России: дорога из рабства / Пер. с англ. А.В.Белых, под науч. ред. А.А.Белых. – М.: Издательский дом "Дело" РАНХиГС, 2019. – 728 с.;
- Зафар Эркинжанович Назаров – профессор Purdue University (США), известный специалист по экономической истории, автор целого ряда публикаций, в которых проводится современный эконометрический анализ больших массивов историко-экономических данных;
- Леонид Иосифович Бородкин – чл.-корр. РАН, зав. кафедрой исторической информатики исторического факультета МГУ, профессор, руководитель Центра экономической истории, автор целого ряда публикаций, включая несколько монографий по истории трудовых отношений, принудительного труда, фондового рынка;
- Мария Андреевна Карпенко – ведущий специалист Центра российских исследований РАНХиГС, автор ряда работ по изучению процессов и факторов интеграции городов в железнодорожную сеть Российской империи во второй половине XIX – начале XX века;
- Роман Борисович Кончаков – зав. кафедрой истории экономики РАНХиГС, автор ряда работ по региональной экономике Российской империи, по истории железнодорожного строительства и роли железных дорог в развитии экономики пореформенной России.
С основными положениями и выводами авторов доклада можно ознакомиться в статье " Land prices and railroad building in European Russia, 1860s to the early 1900s" [Цены на землю и строительство железных дорог в Европейской России (1860-е – начало 1900-х годов] , подготовленной на основе проведённых исследований.
На Ставрополье еще немало мест, которые могут пролить свет на тех, кто тысячи лет жил на этих землях. Какие еще секреты надежно укрыты в земле. Корреспондент ИА "SmNews" побеседовал на эту тему удалось с д.и.н., заведующим кафедрой археологии исторического факультета МГУ, руководителем Ставропольской экспедиции, доцентом А.Р. Канторовичем. Его рассказ погружает в тайны древности и позволяет проследить цепочку событий, благодаря которым нынешние жители Ставрополья могут представить, что происходило на их родине.
|