Новости кафедры
26 августа 2020 года на историческом факультете МГУ состоялась летняя онлайн-школа для учителей истории "Преподавание истории в школе: современные информационные технологии в помощь учителю". Эта тема была подсказана самой жизнью: форсированным переходом школьного и вузовского образования в онлайн-пространство в условиях пандемии. Получив этот ценный, пусть и спонтанный, и временами противоречивый опыт, учителя-историки подошли к следующему этапу: эффективной адаптации существующего информационного инструментария для разработки и проведения уроков истории, а также поиску новых образовательных ресурсов.
Проблематика мероприятия вызвала живой и неподдельный интерес учителей-историков. В работе школы приняли участие более 240 педагогов из 35 регионов России и четырех стран ближнего зарубежья, придав встрече не только общероссийский, но и международный масштаб. С приветственным словом к участникам обратился заместитель декана исторического факультета по учебно-методической работе, к.и.н., доцент В.Н. Истратов.
В тематическом плане работа вебинара распадалась на два проблемных блока. Первый из них, организованный усилиями сотрудников кафедры исторической информатики исторического факультета МГУ во главе с заведующим, член-корр. РАН, д.и.н., профессором Л.И. Бородкиным, охватывал теоретические и практические аспекты цифровизации исторических исследований и образования. Второй блок был представлен лекцией к.и.н., доцента лаборатории теоретико-методологических проблем исторического образования А.А. Талызиной, осветившей вопросы подготовки школьников к предметным олимпиадам по истории.
Л.И. Бородкин в своей лекции охарактеризовал содержание "цифрового поворота" в исторических исследованиях и образовании. Было отмечено, что эффект происходящей масштабной цифровизации не только способствует расширению источниковой базы исторических исследований, формированию более полной картины изучаемых исторических процессов или событий, но и может дать импульс новой исследовательской гипотезе, скорректировать выводы исследования. Этот процесс привел к росту спроса на компьютерные методы анализа источникового материала. Оценка результативности новых цифровых инструментов, соответствующего приращения знания в тех или иных областях истории, должна проводиться по итогам конкретно-исторических исследований. Лекция содержала целый ряд примеров использования современных цифровых технологий в исследовательских проектах кафедры исторической информатики, включая проекты по виртуальной реконструкции подмосковных усадеб XVIII - XIX вв., а также исторического ландшафта Белого города Москвы. Обсуждались возможности использования этих разработок в обучении школьников истории.
Отзывы слушателей о состоявшейся лекции:
- Дарья Еремчук: Спасибо вам огромное за интересную лекцию! Сразу захотелось разработать элективный курс для школьников "историческая информатика". Новое и необычное направление, которое детей привлекло бы к глубокому изучению истории.
- Ольга Никитина : Безмерное спасибо за интереснейшую информацию!!! Узнала много нового.
- Игорь Разумовский : Нужная и актуальная работа. Спасибо огромное! Очень интересно и познавательно!
- Мария Дмитриевская : Благодарю лектора!
- Александр Николаев : Спасибо. Вся информация очень актуальна и своевременна в условиях пандемии, информатизации и глобализации современного мира.
В лекции к.и.н., доцента кафедры исторической информатики А.Ю. Володина были показаны современные подходы к созданию электронных образовательных сред, краткая эволюция и сравнение возможностей современных ЭОС, обсуждены способы применения дидактических сценариев в построении исторического материала онлайн, обобщен опыт использования электронных образовательных ресурсов и ЭОС на историческом факультете МГУ (за последние 15 лет).
Отзывы слушателей о состоявшейся лекции:
- Игорь Разумовский: Спасибо огромное!!!! Очень актуально! Очень интересно!
- Марина Салтановская: Большое спасибо! Очень интересно!
- Ольга Кручинина: Спасибо большое, Андрей Юрьевич!
- Татьяна: Спасибо за информацию! Благодарю! Приятный голос!
- Марина: Вся информация очень актуальна, спасибо большое
В своём выступлении сотрудник кафедры исторической информатики М.С. Мироненко поставил вопрос об использовании технологий виртуальной реальности в образовательном процессе на примере визуальной история развития города, реконструкции усадебных комплексов, история науки. Он рассказал о создании контента для виртуальных миров, о работе архитектора виртуальных пространств и их уровнях, о том, где и как в МГУ учат моделировать 3D-миры и "оживлять их".
Отзывы слушателей о состоявшейся лекции:
- Светлана Каймакова: Спасибо за материалы и обучение. Вы команда!!
- Ольга Марущак: Большое спасибо! Это невероятно круто!!!
- Вера Садова: Революция исторического образования. Низкий поклон лекторам и организаторам! Истфак - лучший!!!
- Татьяна Рябченко: Молодцы!! Много вы сделали. Увлеченные!
- Елена Андреева: Вас слушать - огромное удовольствие.
К.и.н., доцент кафедры исторической информатики Т.Я. Валетов прочитал лекцию о применении картографии в исторической науке и образовании. Он рассказал о геоинформационных системах, показал примеры их использования в современных научных исследованиях. Т.Я. Валетов также поднял вопрос о доступных в сети ресурсах по исторической картографии: коллекциях исторических карт, основах для построения ГИС, а также проектах, показывающих исторические процессы на карте.
Отзывы слушателей о состоявшейся лекции:
- Ольга Фомичева: Весьма важная и интересная тема!
- Татьяна Абакумова: Карты очень важны для уроков, ВПР, ОГЭ и ЕГЭ.
- Геннадий Сулимов: Cпасибо за полезный материал. К сожалению, не все видят необходимость в картографии на уроках истории.
- Александр Николаев: Спасибо за материал. Картография-важная часть обучения истории.
- Ольга Бурмистрова: Спасибо! Материал - отлично подан! Спасибо!
В лекции "Предметные олимпиады школьников по истории" к.и.н., доцент А.А. Талызина затронула вопросы подготовки учащихся к олимпиадам как фактора формирования интереса к предмету. Были рассмотрены основные типы заданий Всероссийской олимпиады школьников по истории, выявлены ключевые особенности подготовки учащихся разных возрастных групп, предложены авторские методики работы со школьниками в зависимости от возраста и уровня подготовки. Особое внимание было уделено возможностям использования современных информационных технологий при работе с одаренными детьми.
Отзывы слушателей о состоявшейся лекции:
- Александр Николаев: Очень интересные технологии. Можно и нужно использовать в работе с одаренными учащимися. Спасибо за практическую направленность видеолекции.
- Татьяна Ефанова: Огромное спасибо за раскрытие столь актуальных тем!
- Ольга Уколова: Спасибо огромное, очень полезное занятие!
- Анна Волошинова: Спасибо большое, очень полезная информация для подготовки к олимпиаде!
- Александр Николаев: Спасибо за рекомендации и советы.
Видеозапись состоявшихся лекций летней онлайн-школы
нажмите на маркер времи или значок "пуск" в экране плеера для просмотра
- 0:00:09 – "Исторические исследования и образование в эпоху «цифрового поворота»" (Леонид Иосифович Бородкин).
- 1:16:34 – "Подготовка к Всероссийской олимпиаде школьников по истории и развитие интереса к предмету" (Анна Аркадьевна Талызина).
- 2:50:23 – "Обучение истории в электронных образовательных средах" (Андрей Юрьевич Володин).
- 3:52:16 – "Использование технологий виртуальной реальности в преподавании истории в школе" (Максим Сергеевич Мироненко).
- 5:17:39 – "Междисциплинарные подходы в изучении и обучении истории: возможности географических информационных систем (история + география)" (Тимур Якубович Валетов).
- 6:21:57 – Подведение итогов работы школы.
Работа летней школы оказалась такой продуктивной и насыщенной, а её атмосфера столь доброжелательной во многом благодаря заинтересованности и энтузиазму наших коллег – учителей истории, задававших множество разнообразных вопросов и делившихся своими идеями в общем чате платформы "Zoom". Вебинар ещё раз подчеркнул важность взаимодействия преподавателей исторического факультета МГУ и сообщества школьных учителей в поиске новых форм преподавания нашего любимого предмета – истории.
Отзывы слушателей, поступившие в адрес организаторов летней школы:
- Наталья Конорова: Исключительная деликатность,тактичность Ольги Агансон и молниеносная реакция, кипучая энергия Ольги Кожевниковой (Максимовой) ставят их в первые ряды модераторов всех времен и народов. Спасибо за оптимальную организацию!
- Галина Пулинец: Спасибо огромное всем организаторам и соорганизаторам за замечательную конференцию. МГУ есть МГУ. Много полезной информации.
- Светлана Каймакова: Мне, географу, интересно было побыть среди историков. Работаем в одном направлении. Много интересной информации. Надо дружить!
- Анна Волошинова: Большое спасибо за очень интересные материалы! Спасибо за возможность расширить свои знания в разных направлениях в преподавании истории.
- Наталья Конорова: Очень удобен дистанционный формат - это экономит силы, время (экономится время на дорогу, ну и средства - на неё же). Можно совместить работу в школе и работу в режиме видеоконференции. Разноплановость тем - от подготовки к олимпиадам до "цифровых горизонтов" обучения, а также заранее известная программа позволяют выбрать и спланировать получение интересной и полезной информации.
- Татьяна Коломиец: Как приятно, что участвуют в Летней школе не только россияне, но она приобрела международные масштабы!
- Ольга Пудова: Спасибо организаторам и лекторам за интересный и доступный формат Летней школы. Дистанционные встречи стирают границы, позволяют объединить большое количество участников. Школьным учителям важно сотрудничество с таким авторитетным вузом, как МГУ. Ждем новых встреч!
- Евгеня Ерицян: Спасибо большое от учителей Беларуси!
- Равшан Назаров: Огромное спасибо! Очень высокий уровень!
- Светлана Погоржальская: Такие занятия зарядку дают учителям на учебный год, спасибо МГУ. На высоте, как всегда.
На Ставрополье еще немало мест, которые могут пролить свет на тех, кто тысячи лет жил на этих землях. Какие еще секреты надежно укрыты в земле. Корреспондент ИА "SmNews" побеседовал на эту тему удалось с д.и.н., заведующим кафедрой археологии исторического факультета МГУ, руководителем Ставропольской экспедиции, доцентом А.Р. Канторовичем. Его рассказ погружает в тайны древности и позволяет проследить цепочку событий, благодаря которым нынешние жители Ставрополья могут представить, что происходило на их родине.
|