Новости кафедры
2-3 февраля 2017 года на историческом факультете МГУ состоялась XLI научная конференция Лазаревские чтения'', посвященная памяти выдающегося русского ученого, заведующего кафедрой всеобщей истории искусства В.Н.Лазарева (1897–1976).
В приветственном слове к участникам и гостям конференции профессор О.С.Попова отметила ее удивительно долгую и насыщенную жизнь, которая длится уже более сорока лет, и поделилась воспоминаниями о Викторе Никитиче Лазареве, своем учителе. Заседания первого дня конференции, посвященные искусству Византии и Древней Руси, вела профессор Э.С.Смирнова.
2 февраля на утреннем заседании с докладами, посвященными византийскому архитектурному экфрасису, выступили Д.А.Черноглазов (СПбГУ) и А.В.Захарова (МГУ; ГИИ), сопоставившие возможности и приемы литературного описания храмовой постройки с задачами формального анализа архитектуры. Доклад А.М.Лидова (МГУ; Научный центр восточнохристианской культуры) был посвящен иконографии райских рек и ее месту в иеротопии христианского храма. А.Ю.Виноградов (ВШЭ) представил подробную типологию храмов с апсидиолями в византийской архитектуре. О.С.Попова (МГУ; ГИИ) на основе детального стилистического анализа предложила датировку неопубликованного греческого лекционария из Афинской Национальной библиотеки. И.А.Орецкая (ГИИ) ознакомила слушателей с основными памятниками Салерно второй половины XI–начала XII вв. и поделилась наблюдениями относительно общей проблематики его художественной жизни в этот период. Р.В.Новиков (МГАХИ) и П.С.Павлинов (издательство «Белый город») впервые познакомили аудиторию с архивными фотографиями, дневниками и путевыми заметками В.Н.Лазарева и воспоминаниями В.В.Филатова о командировке в Албанию в 1958 г., в ходе которой были открыты и впервые атрибутированы все основные памятники византийской живописи и архитектуры в регионе.
Во время дневного заседания прозвучали доклады, посвященные проблемам художественной культуры средневековой Руси. В них были представлены новые открытия, атрибуции и интерпретации уже известных памятников. Сообщения по истории архитектуры касались русского зодчества эпохи первых Романовых. В докладе Д.А.Петрова (Архитектурные мастерские «Классика») «Архитектура Спасской башни Московского Кремля и архитектура Англии времени Елизаветы I и Иакова I» архитектурные элементы верхнего яруса этой башни, возведенного в 1624–1625 гг., были сопоставлены с формами британской архитектуры второй половины XVI–первой трети XVII вв. Докладчик показал, что английский зодчий, надстроивший главную башню Московского Кремля, использовал как традиционные, так и редкие формы английского зодчества времен Тюдоров и первых Стюартов, создав на их основе крайне оригинальный и выразительный художественный образ. Ю.В.Тарабарина (ГИИ) обратилась к непростому и важному вопросу о происхождении колоколен с шатровым завершением, со второй четверти – середины XVII столетия ставших одной из главных примет русского архитектурного пейзажа. Докладчик показал, что ранние шатровые звонницы демонстрируют значительное типологическое разнообразие и не образуют единой эволюционной линии, восходящей к конкретному прототипу. В остальных сообщениях рассматривались проблемы истории древнерусской живописи. Доклад А.М.Манукян (Музей русской иконы) продолжил серию работ этой исследовательницы, посвященных вопросам иконографии, стиля и атрибуции одного из самых важных памятников домонгольской Руси – южных и западных врат собора Рождества Богородицы в Суздале. Систематически изучив орнаментальные мотивы в сюжетных композициях суздальских врат, а также декоративные композиции на их пластинах и валиках, А.М.Манукян пришла к выводу о том, что западные врата представляют собой единый комплекс, а не комбинацию элементов нескольких дверей. Отличия между орнаментальным декором западных и южных дверей суздальского собора исследовательница объясняет тем, что эти произведения, созданные одновременно, исполняли две группы мастеров, работавших в разных манерах и, возможно, использовавших разные образцы. Э.С.Смирнова (МГУ; ГИИ) выступила с сообщением «Тема христианского просвещения в миниатюрах новгородской Симоновской Псалтири (ГИМ, Хлуд. 3) второй четверти XIV века». В нем рассматривалась группа иллюстраций малоизученного русского лицевого кодекса, имеющего уникальную иконографическую программу. По мнению Э.С.Смирновой, миниатюры Псалтири, посвященные теме приобщения народов к истинной вере, могут восходить к иллюстрациям утраченного манускрипта XI в. – времени христианизации Руси и Новгорода. Н.Н.Ермакова (ГТГ) представила результаты недавних исследований иконы из собрания ГТГ «Икона «Христос с апостолами», происходящей из села Иловня близ Рыбинска, которая долгое время считалась русским памятником и связывалась с искусством Ростова. Технико-технологическое изучение образа, а также его иконографический и стилистический анализ показали, что икона Спаса является произведением позднепалеологовской живописи, созданным за пределами Руси. Эти выводы подтвердились благодаря обнаружению ранее не известных данных о происхождении иконы из крымского монастыря св. Георгия в Балаклаве. В Иловню, имение графа А.И.Мусина-Пушкина, образ попал в 1790-е гг. благодаря Г.А.Потёмкину и новгородскому митрополиту Гавриилу (Петрову). Заседание завершилось докладом А.Г.Баркова (Музей-заповедник «Московский Кремль») о недавних исследованиях в алтарной части Успенского собора. Обнаруженные фрагменты первоначальной росписи храма, исполненной в начале 1480-х гг., позволяют уточнить представления об иконографии сохранившихся композиций и о стилистических особенностях одного из важнейших ансамблей московской живописи позднего XV в.
Второй день конференции (3 февраля), который был посвящен классическому искусству Запада, открылся докладом В.Г.Басса (Европейский университет, Санкт-Петербург) «Стандарт и свобода: форма, композиция, функция в отечественной театральной архитектуре первой половины XX века». Исследователь поделился размышлениями, возникшими в ходе подготовки выставки «Мир – театр. Архитектура и сценография в России» в ГНИМА имени А.В.Щусева, о влиянии социальных перемен, реформаторских режиссерских идей и решений и актуальной театральной практики на приемы и типологию зрелищных сооружений на Западе и в России. А.С.Егоров (ММСИ) систематизировал иконографические темы и сюжеты, которые наполняли пространство германских и нидерландских позднесредневековых ратуш, задавая нравственные ориентиры городским магистратам (сцены Страшного суда, исторические сюжеты, являющие примеры правосудия, тема Девяти доблестных и др.). Доклад Ю.Е.Ревзиной (МАРХИ) был посвящен сложению системы крепостей вокруг Венеции – на островах Средиземного моря и Адриатическом побережье – и проблеме художественного осмысления фортификационных сооружений. Иконографические аспекты архитектуры, в данном случае – загородной и парковой, оказались в центре внимания и двух докладчиц из Московского университета: М.В.Соколовой, чье сообщение было посвящено английским усадебным домам в стиле «королевы Анны», и Е.С.Кочетковой, которая сопоставила между собой два «литературных» парка – «Маленькую Спарту» Яна Гамильтона Финлея и «Sacro Bosco» в Бомарцо Вичино Орсини, выбрав в качестве ключевого мотива звучащую в обоих парках тему одиночества и тревоги. Доклад С.С.Ванеяна был посвящен теории церковного искусства в трудах Отто фон Симсона.
В начале дневного заседания московские исследователи поделились первыми результатами своих текущих проектов, связанных с изучением некоторых значимых ренессансных памятников из отечественных собраний. В.А.Расторгуев (ГМИИ) подробно рассказал о сложении корпуса произведений Мино да Фьезоле, одного из наиболее загадочных скульпторов раннего флорентийского Возрождения, спорных атрибуциях и других проблемах исследования его творчества, с которыми пришлось столкнуться в ходе составления каталога коллекции ГМИИ имени А.С.Пушкина. Е.А.Ефимова (МГУ) очертила контекст, в котором предстоит изучать альбом итальянских архитектурных рисунков Destailleur B из коллекции Научной библиотеки Государственного Эрмитажа, указав на его источники, возможные прототипы и очевидные копии, сделанные с этой рукописи. Н.Ю.Чамина (ВШЭ) увлекательно рассказала о взаимоотношениях художников и их высокопоставленных заказчиков Риме XVII в. и о специфической практике меценатства кардинала Шипионе Боргезе. И.А.Доронченков (Европейский университет, Санкт-Петербург) на материале художественной литературы и критики – статей С. Маковского, А.Бенуа, П.Муратова – живо обрисовал панораму суждений, оценок и мнений, возникших у русского зрителя начала ХХ в. по поводу новой французской живописи из коллекций С.Щукина и И.Морозова и личностей самих собирателей-оригиналов. В докладе М.Ю.Торопыгиной (ВГИК) были рассмотрены восходящие к классической живописи и кинематографу мотивы и иконографические схемы, использованные Ларсом фон Триером в картине «Меланхолия». В конце заседания прозвучал доклад Т.Д.Карякиной (МГУ) о влиянии естественнонаучных интересов эпохи Просвещения на тематику европейской фарфоровой пластики XVIII в.
Конференция завершилась выступлением декана исторического факультета профессора И.И.Тучкова - бессменного организатора и модератора "Лазаревских чтений", который отметил разнообразие тематики докладов и поблагодарил ее участников.
В рамках конференции были представлены материалы "Лазаревских чтений" 2012 г., опубликованные в минувшем декабре. По итогам нынешней конференции также планируется издание сборника статей.
На Ставрополье еще немало мест, которые могут пролить свет на тех, кто тысячи лет жил на этих землях. Какие еще секреты надежно укрыты в земле. Корреспондент ИА "SmNews" побеседовал на эту тему удалось с д.и.н., заведующим кафедрой археологии исторического факультета МГУ, руководителем Ставропольской экспедиции, доцентом А.Р. Канторовичем. Его рассказ погружает в тайны древности и позволяет проследить цепочку событий, благодаря которым нынешние жители Ставрополья могут представить, что происходило на их родине.
|