Новости кафедры
26 – 28 ноября 2021 года студенты, аспиранты и преподаватели кафедры истории древнего мира и кафедры древних языков исторического факультета МГУ выступили с докладами на X конференции молодых ученых "Рождественские агоны", посвященной исследованию различных аспектов истории древнего мира.
В качестве членов организационного комитета конференции в мероприятии приняли участие к.и.н., доцент кафедры истории древнего мира Н.В. Бугаева и к.и.н., доцент кафедры древних языков А.В. Мосолкин.
Аспирант Михаил Апенко выступил с докладом на тему "Позиция египетского жречества по отношению к Птолемею II Филадельфа в личных памятниках жречества". Автор попытался выявить позицию жречества по отношению к Птолемею II Филадельфу, насколько жречество признавало этого царя легитимным, существовал ли консенсус по поводу легитимности этого царя и наличия у него сакрального статуса. Главным критерием лояльности по отношению к царю является то, что источники сообщают о царе: сообщают ли они о царе вообще или же роль царя в надписи замещает кто-то другой (часто это может быть местное божество или даже сам жрец). На основании этого выводятся две группы жречества: лояльных сторонников Птолемея II и группа жрецов, которая находилась в своего рода "оппозиции" царю. Делается вывод, что в правление Птолемея II среди жречества не было какого-то определенного консенсуса в вопросе, считать ли Птолемея II легитимным царем.
Аспирант Юлия Веселова своё выступление "История изучения Стенвика в контексте изучения поселений в Британии" посвятила истории исследования одного из самых ярких памятников северной Англии – Стенвика. Докладчик проследил как проводилось исследование Стенвика, а также как оно вписывается в общий контекст изучения поселений в Британии.
Выступление "«Хроника ранних царей» как исторический источник" было подготовлено аспирантом Валерием Ивановым. "Хроника" (списки I тыс. до н.э.) описывает события III и II тысячелетий до н.э., потому существует дискуссия относительно историчности изложенных в ней сведений. Одним из сюжетов является рассказ о возведении Саргоном Великим города для замены Вавилона в качестве месопотамской столицы. Докладчик попытался найти в истории I тысячелетия до н.э. возможные параллели сюжету "Хроники" о Саргоне и построенном царем городе. Вероятно, история из "Хроники" является реакцией вавилонского вельможи на проект ассирийского царя Асархаддона (VII в. до н.э.) по восстановлению в Вавилонии города Аккада, бывшей столицы державы Саргона Великого, образ которого использовала ассирийская царская пропаганда I тыс. до н.э. Таким образом, это является аргументом в пользу того, что "Хроника ранних царей" — литературное произведение, отразившее реакцию месопотамцев на события I тыс. до н.э.
С докладом "А была ли война? Ход и характер вооружённых действий, предшествующих подписанию Брундизийского мира (осень 40 г. до н. э.)" выступил аспирант Глеб Криволапов. Докладчик обратил внимание, что Светоний, Веллей Патеркул и Ливий не упоминают о происходивших на юге Италии осенью 40 г. до н. э. вооружённых действиях между Марком Антонием и Секстом Помпеем, с одной стороны, и Октавианом – с другой; тогда как Аппиан и Дион Кассий характеризуют эти события как πόλεμος. События "Брундизийского конфликта" не получили должного освещения и в современной историографии. Было высказано предположение, что в конце лета – начале осени 40 г. до н. э. на юге Италии произошла важная для римской истории гражданская война, которая может быть названа "Bellum Brundisinu" по названию города, ставшего ее главным центром.
Военные поражения императоров Константина Великого и Феодосия I стали предметом исследования студента IV курса бакалавриата Ивана Лапкина "Fuga imperatoris impii: о некоторых особенностях изображения христианских императоров у Зосима". Исследование текста Зосимы позволяет заключить, что сообщения языческого историка не являются достоверными. Выведенные из некого реального эпизода анекдоты об унизительных поражениях нечестивых императоров-христиан специально отобраны и сильно преувеличены самим Зосимом. Они являются существенными элементами исторической концепции Зосимы, объясняющей падение Римского империи.
Аспирант Екатерина Снедкова выступила с докладом "Collegium poetarum в Древнем Риме: проблемы изучения", в котором обозначила несколько вопросов, связанных с так называемой "коллегией поэтов", пока неразрешимых вследствие скудного состояния источников. Первый из них касается преемственности между collegium scribarum historiorumque и collegium poetarum/ В связи с неясностью характера обоих объединений и очевидностью, что первая коллегия объединяла актеров и административных писцов, возникает вопрос: когда мы можем говорить о выделении особой коллегии, объединявшей именно поэтов, и что она из себя представляла? Второй вопрос - о существовании "коллегии поэтов" в эпоху империи, с которым, вероятна, связана дважды упомянутая у Марциала некая schola poetarum.Проблемной является и надпись, где сообщается о вольноотпущеннике, который, в числе прочих своих должностей, указывает, что он был magister scribarum poetarum: как понимать это обозначение, и следует ли рассматривать эту надпись как свидетельство существования "коллегии поэтов" во время принципата Августа?
Доклад "К вопросу об основании Пергамского Асклепийона" представила магистрант 1 курса Татьяна Спирина. Основание святилища Асклепия в Пергаме исследователи обычно связывают с неким Архием, сыном Аристехма (Paus. II. 26. 8). Основываясь на так называемой "Пергамской хронике" (IvP II 613 A1 = OGIS 264) это лицо отождествляют с Архием, жившим в Пергаме в первой пол. IV в. до н.э. На основании новых источников (IvP II 251; IG IV². 1. 60; Diog. Laert. IV. 384; Luc. Dialog. meret. 13. 1 3) докладчица высказывает предположение о более позднем основании святилища – в III в. до н.э.
Перспективам развития 3D моделирования в музеях было посвящено выступление аспиранта Полины Фадеевой "Использование 3D моделей для изучения истории Античности на примере проекта Виндоланда". 3D моделирование имеет перспективы в свете всеобщей цифровизации. В докладе изучается опыт использования 3D моделей на примере работы, проделанной сообществом Vindolanda Trust, а также ставится вопрос, дает ли это направление что-либо не только для презентации накопленного материала, но и для собственно исторических исследований, получения новой информации?
Соискатель Елена Швыркова выступила с сообщением "Свинцовые таблички в римской Галлии". Докладчица на основании табличек с проклятиями попыталась проанализировать уровень влияния римской проклинательной традиции на галльскую. В центре исследования оказались галльские таблички из Ларзака и табличка из Шамальера.
Доклад ст. преподавателя кафедры древних языков А.О. Корчагина "Где находилась страна Уц?" был посвящен вопросу локализации одного важного библейского топонима – страны Уц, в которой происходят события книги Иова. В самой книге Иова страна Уц упомянута лишь единожды, в первом стихе первой главы. В Танахе слово "Уц" встречается восемь раз: 5 раз – как собственное имя (и этноним), 3 раза – как название территории. На основании анализа данных контекстов можно заключить, что существовало две страны с названием Уц: одна – в Сирии, другая – в Идумее. Страна Уц, упоминаемая в книге Иова, находилась скорее всего на территории Северной Аравии. Данный вывод можно сделать исходя из анализа эпизода, связанного с нападением сабейцев и халдеев на животных Иова (Иов 1:15-17). Подтверждением того, что страна Уц находилась в Северной Аравии, служит также эпиграфический материал (в одной из сафаитских надписей, найденных недалеко от Дедана (современный город Аль-Ула), упомянута страна Ауд; данное название фонетически соответствует названию библейской страны Уц). Ряд библейских контекстов, согласно которым страна Уц находилась в Идумее (Быт. 36:28, 1 Паралип. 1:42, Плач 4:11), не противоречит североаравийской локализации земли Уц. Речь может идти о том, что Идумея к концу VII-началу VI века расширила свое влияние, которое распространилось и на север Аравийского полуострова.
Одним из самых интересных мероприятий стал круглый стол на тему "Факты, реконструкции, концепции, теории в истории Древнего мира", который организовал заведующий кафедрой древних языков, д.и.н, профессор А.В. Подосинов. Александр Васильевич сформулировал первичные определения этих и других (например, "гипотезы") составляющих исторического исследования и их соотношение друг с другом, а участники Агонов активно обсуждали эти определения, внося множество существенных уточнений, поправок или даже противоположных мнений об этих концептах. Причем, активность студентов и аспирантов была нисколько не ниже, чем у "взрослых" участников дискуссии.
В конце дискуссии ведущий на собственном примере проиллюстрировал, как один небольшой факт (значение одного предлога в одном латинском тексте) вызвал к жизни некую гипотезу, которая, пройдя через стадии (ре)конструкции и апробации и опираясь на более общие теории, со временем превратилась в некую глобальную концепцию, нашедшую свое завершение в книге "EX ORIENTE LUX! Ориентация по странам света в архаических культурах Евразии".
Участниками конференции, прошедшей при финансовой поддержке "Русского фонда поддержки содействия образованию и науке" стали студенты бакалавриата и магистратуры, а также аспиранты из Москвы, Казани, Калуги, Омска, Санкт-Петербурга, Самары, Саратова и Ярославля.
На 3 полосе январского номера газеты "Московский университет" за 2021 год опубликовано интервью к.и.н., заместителя заведующего кафедрой истории России до начала XIX в., доцента Татьяны Александровны Матасовой, в котором она рассказала о своих студенческих годах, причинах научного интереса к русско-итальянским отношениям и важности популяризации знаний о русском Средневековье.
|