Расписание Личный кабинет ЭОС Документы Диссертационные советы Библиотека электронных ресурсов

+7 (495) 939-35-66 - деканат  все контакты
faculty@hist.msu.ru - электронная почта

 

Новости кафедры

09.04.2012 Доклад И.П.Кулаковой "«Человек пишущий» в изобразительной традиции допетровской Руси: символический план и реалии повседневности"  6572 

9 апреля 2012 года на кафедре истории России до начала XIX века в рамках заседания научного семинара "Русь Средневековая" состоялся доклад к.и.н., доцента И.П.Кулаковой "«Человек пишущий» в изобразительной традиции допетровской Руси: символический план и реалии повседневности".

В докладе И.П.Кулаковой были проанализированы способы репрезентации "человека пишущего" в древнерусской изобразительной традиции вплоть до XVII в. (в техниках книжной миниатюры, иконы, мозаики, фрески, прикладного искусства). Было отмечено, что иконография "пишущего" в древнерусских изображениях XI – XV вв., сложившаяся на византийской основе, сводится практически к одному канону и нескольким персонажам (в подавляющем большинстве Евангелистам и отдельным отцам церкви).


На основании анализа более сотни визуальных образов были представлены варианты канонических изображений, воплощавших образ "человека пишущего". Техника письма навесу или на колене, характерная для писцов древности в античном мире и на Востоке, существовала и в Византии, откуда, видимо, перешла на Русь. По мнению И.П.Кулаковой, анализ древнерусских изображений (а также некоторых нарративных источников, обращающихся к теме письма, книги) позволяет говорить о книжном древнерусском письме не только как о технике, но как о религиозной по сути практике.

"Коленное" письмо - процесс работы писца над текстом, зафиксированный иконографией, - отражает момент мистического откровения, передачи "Слова", епифании. Таким образом можно выделить "коленное письмо" (согбенная поза, рука писца, которая играет особую символическую роль) как одну из ритуальных поз, зафиксированных в иконографии домонгольской Руси Эта иконографическая схема стала канонической и использовалась в изобразительной практике вплоть до XVII века включительно, постепенно затем дополняясь уже "вестернизированными" изображениями (использование стола при письме).

Развивая мысль о сакральном характере "книжного" письма в культуре Древней Руси, этикетности изображений и роли стереотипных жестов в системе языка древнерусской визуальности, И.П.Кулакова высказала предполжение, что средневековый стереотип "коленного письма" мог повлиять не только на иконографию, но сформировал традиционную технику коленного письма как бытовую практику – распространенную в монастырском, а позднее и светском обиходе (актуальность техники "коленного письма" в XVI - XVII вв. в приказной среде и в быту подтверждают не только изображения, но и редкие письменные свидетельства).

В обсуждении приняли участие д.и.н., профессор А.А.Горский, д.и.н., профессор Н.В.Козлова, к.и.н., доцент Л.Н.Вдовина, к.и.н., доцент А.В.Лаушкин, к.и.н. Т.А.Матасова, студенты, аспиранты.


Назад к списку новостей

Новые издания

нажмите на обложку для просмотра

Посмотреть весь каталог публикаций

Истфак в СМИ

Вся моя жизнь связана с Московским университетом
На 3 полосе январского номера газеты "Московский университет" за 2021 год опубликовано интервью к.и.н., заместителя заведующего кафедрой истории России до начала XIX в., доцента Татьяны Александровны Матасовой, в котором она рассказала о своих студенческих годах, причинах научного интереса к русско-итальянским отношениям и важности популяризации знаний о русском Средневековье.

Другие новости и интервью, опубликованные в СМИ