Новости кафедры
14 сентября 2023 года доцент кафедры истории России XX – XXI вв., к.и.н. А.В. Хорошева выступила перед слушателями цикла "История ХХ века: люди и события" с лекцией "Образ «нового человека» в советской культуре 1920-х годов".
Лекция прошла в рамках участия МГУ в проекте Правительства Москвы "Московское долголетие" и была посвящена рассмотрению комплекса проблем, связанных с культурным развитием молодого советского государства в первые десять лет его существования.
Взяв власть в свои руки в октябре 1917 года, большевики начали грандиозный социальный эксперимент, в рамках которого предполагалось создать новое общество на принципах социальной справедливости и воспитать "нового человека", для которого общественный интерес важнее личного. Партийные лидеры были едины в том, что социализм без этого не построишь, однако они расходились во мнении относительно того, что же ещё кроме коллективизма необходимо прививать советским гражданам и какими методами это делать.
Главным инструментом воспитания "нового человека" должна была стать культура. Это понятие лидеры большевиков трактовали достаточно широко: как совокупность «высших форм» и культуры быта. Революционная пора открыла дорогу разным, часто очень смелым идеям преобразования человека и пространства вокруг него. В искусстве лидирующие позиции заняли представители русского авангарда, они пытались привнести дух революционной эпохи в здания, костюм, фарфор, ткань, превратив предметы вокруг человека в агитационный плакат. Очень часто в своих работах они были смелее лидеров большевиков, предлагая радикальные перемены, из-за чего результаты их творчества не всегда были понятны простому человеку. Образ "нового человека", главной чертой характера которого был коллективизм, отразился в литературе, живописи, кино и даже архитекторы ориентировались на него, разрабатывая свои проекты.
В разделе "Искусство" на сайте проекта "Colta.ru" появилась новая рубрика - "Куратор у микрофона". Ее цель - прояснить современные методы кураторской работы, рассказать о разнонаправленных выставках-исследованиях, подсветить некоторые имена последних лет и вообще поставить вопрос о пределах независимости куратора в современном искусстве и источниках фантазии, которыми мы располагаем. Открывает рубрику разговор с к.иск., доцентом кафедры истории отечественного искусства исторического факультета МГУ С.В.Хачатуровым
|