Новости кафедры
2-3 марта 2023 года кафедры всеобщей истории искусств и истории отечественного искусства исторического факультета МГУ провели VI Студенческую конференцию по истории искусства. На этот раз, в отличие от двух предыдущих лет, она прошла в очном формате.
Цель регулярной конференции, которая готовится силами студентов-искусствоведов, состоит в развитии дискуссионной площадки, где молодые исследователи могли бы поделиться результатами своих первых научных поисков друг с другом и со специалистами в области истории искусства.
В качестве экспертов в работе конференции приняли участие заместитель заведующего кафедрой всеобщей истории искусств исторического факультета МГУ, к.иск., доцент М.А. Лопухова, к.иск., доцент кафедры всеобщей истории искусств исторического факультета МГУ Т.П. Кишбали, а также к.иск., старший преподаватель ВГИК М.Ю. Торопыгина.
Конференцию открыла к.иск., доцент М.А. Лопухова, поздравив слушателей и докладчиков с возвращением очного формата и подчеркнув актуальность обмена знаниями, знакомства с разнообразными подходами к изучению искусства в атмосфере единения и интеллектуального общения.
Доклады пяти тематических секций отличались широтой географического, хронологического и методологического охвата. Выбор тем также продемонстрировал интерес участников к смежным дисциплинам.
Первый блок докладов секции "Междисциплинарные методы искусствоведческого исследования" начался с доклада Арины Род (МГУ) о проблеме фрагмента и фрагментации в скульптуре. Докладчица очертила широкий круг методов исследования, которые могут быть применимы к рассматриваемой проблеме. Анна Гапченко (МГУ) провела параллели между теорией языковых игр Л.Витгенштейна и иконологическим подходом Э.Панофского, указав на их близость в отсутствии за закрепленным символом значении и принципе семейного сходства в определении символа. Тему иконологии как метода продолжил Михаил Мазихин (СПбГУ) с докладом о соотношении “антропоса” и “логоса” в искусствоведческих исследованиях, поразмыслив о том, как тяготение к “антропосу” характеризует нынешнюю социокультурную ситуацию. Доклады вызвали бурное обсуждение методологии современного искусствоведческого исследования.
Секция продолжилась докладом Ольги Габитовой (ЕУСПб), посвященным четырём иллюстрированным русским анатомическим атласам и изучению научного материала XVIII-XIX веков как художественного, который демонстрирует преломление в научном рисунке отношения к человеческому телу. Завершил блок Николай Червяков (МГУ), представивший доклад о своей модели изучения русского театра 1910-20-х годов, существовавшее до появления театроведения на стыке критики и философии. Слушатели проявили интерес к неожиданным параллелям, выявленным докладчиками.
В секции "Взаимодействию культур и сохранение художественной идентичности" было представлено 7 докладов. Галина Никулина (СПбГУ) обратилась к проблеме корейского влияния в складывании иконографии бодхисаттвы Каннон развитию стиля в скульптурах этой иконографии. Доклад Елизаветы Бастрикиной (РГГУ) очертил этапы эволюции иконографии Четырнадцати святых помощников в немецком искусстве XIV-XVI веков в связи с распространением почитания группы. Мария Савченко (СПбГУ) поделилась размышлениями об архитектуре Дании в правление Кристиана IV, особое внимание уделив анализу церковных сооружений Копенгагена. Тему обращения к наследию различных регионов в эпоху модерна осветила Юлия Сивко (МГАХИ), выступившая с докладом о национальных мотивах в проектах сборника дачных построек 1903 года. Вопросы слушателей касались альтернативных прочтений художественных влияний.
Секцию продолжила Алена Пряникова (МГАХИ), рассмотрев творчество Эрте, сочетающее множество стилей и тематических заимствований, в контексте ар-деко и Серебряного века. С финальным в секции докладом выступила Ван Цзяци (МГАХИ), познакомив слушателей с работами Чжу Дэцюня и соединением техники масляной западной живописи с манерой гохуа.
Первый день конференции завершился дискуссией об уникальности подходов двух мастеров XX века.
Второй день конференции открыла секция "Телесности в искусстве". Доклад Марии Купцовой (МГУ) был посвящен возможности прочтения средневековой исламской архитектуры с точки зрения категорий суфизма. Анна Савченкова (МГУ) обратилась к проблеме особенностей восприятия образа невесты в культуре эпохи кватроченто, придя к выводу, что изображение девушки использовалось прежде всего для отражения благосостояния семьи. Завершила секцию Анастасия Иванова (МГУ), проанализировав семантику обнажения в истории Гризельды на флорентийских кассоне XV века. В ходе дискуссии слушатели отметили необходимость последовательного разделения категорий “тело” и “телесность” в раскрытии подобных тем.
Продолжила конференцию секция "Образ и слово: повествовательность в изобразительном искусстве". В докладе Зои Кудрявцевой (МГУ) было проанализировано соотнесение иллюстраций и текстов в рукописи “La Tavola Ritonda”, выявив что оно является закономерным результатом развития светской миниатюры в XIV-XV веке. Анна Светушкина (МГУ) на примере росписей Скуолы Сан Джорджо дельи Скьявони продемонстрировала возможности изучения живописного цикла через призму насыщенной социально-политической жизни Венеции того времени. Финальным докладом стало выступление Яны Таушкановой (УрФу), в котором автор на материале наивного искусства проанализировала, как по-разному визуальная составляющая может соотноситься с вербальной.
Завершилась конференция секцией "Искусство переходных эпох: разрушение и создание стилевых систем". Дарья Фирсова (СПбГАИЖСА) предложила периодизацию изменений ордерной системы в раннехристианскую эпоху на примере архитектуры Рима IV-V веков. Артемий Григорьев (МГУ) рассмотрел историю развития системы паркового ансамбля в Италии XVI века, отдельно отметив взаимодействие архитектуры и пейзажа в архитектурном решении вилл. Григорий Поляков (УрФУ) проследил предпосылки, определившие в будущем лаконичную и брутальную эстетику городов-заводов на Урале. Ксения Бузунова (СПбГУ) поразмышляла о современной церковной архитектуре на примере деятельности “Мастерских Андрея Анисимова”. Сообщения секции вызвали живой интерес слушателей, в ходе дискуссии было задано множество вопросов, а также даны ценные комментарии для дальнейших исследований.
Итоги конференции подвел к.иск., доцент Т.П. Кишбали, который поблагодарил докладчиков, слушателей и организаторов конференции за интересные доклады и плодотворную дискуссию и выразил надежду на продолжение традиции студенческой конференции в следующем году.
Мероприятие нашло отклик у студентов и аспирантов Московского государственного университета, Европейского университета в Санкт-Петербурге, Санкт-Петербургского государственного университета, Уральского федерального университета, Московского художественного института имени В.И. Сурикова и Санкт-Петербургского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина.
Организаторами конференции выступили студенты-искусствоведы Темур Купайсинов, Софья Ткачева, Анна Голованова, Анастасия Копысова, Амина Насырова, Елизавета Верди, Арина Род, Мария Купцова, Анастасия Иванова и Екатерина Воробьёва.
В разделе "Искусство" на сайте проекта "Colta.ru" появилась новая рубрика - "Куратор у микрофона". Ее цель - прояснить современные методы кураторской работы, рассказать о разнонаправленных выставках-исследованиях, подсветить некоторые имена последних лет и вообще поставить вопрос о пределах независимости куратора в современном искусстве и источниках фантазии, которыми мы располагаем. Открывает рубрику разговор с к.иск., доцентом кафедры истории отечественного искусства исторического факультета МГУ С.В.Хачатуровым
|