Расписание Личный кабинет ЭОС Документы Диссертационные советы Библиотека электронных ресурсов

+7 (495) 939-35-66 - деканат  все контакты
faculty@hist.msu.ru - электронная почта

 

Новости кафедры

16.04.2019 Занятие в Музее книги Российской государственной библиотеки  8978 

Занятие в Музее книги Российской государственной библиотеки

Читальный зал Музея книги Российской государственной библиотеки, в котором проходило занятие

16 апреля 2019 года студенты кафедры истории России до начала XIX века в рамках курса к.и.н., доцента Т.А.Матасовой "Актуальные проблемы истории России IX-XVIII вв." приняли участие в научно-ознакомительном занятии в Музее книги Российской государственной библиотеки (МК РГБ).

С сокровищами, хранящимися в коллекции Музея книги, студентов познакомил выпускник исторического факультета, заведующий сектором изучения особо ценных фондов РГБ, к.и.н., с.н.с. межкафедральной археографической лаборатории исторического факультета МГУ Ю.С.Белянкин.


Занятие в большой степени было посвящено рассказу о славянских кириллических инкунабулах и старопечатных книгах, предшествовавших возникновению типографии Ивана Федорова в Москве в 1564 г. Главной темой встречи стала роль польских, черногорских, немецких, румынских и особенно венецианских типографий XV-XVI вв. в становлении славянского кириллического книгопечатания.

В рамках занятия студентам посчастливилось познакомиться со многими уникальными изданиями. Так, большое внимание было уделено одному из первых печатных кириллических изданий - Триоди постной, изданной в 1492-1493 гг. в типографии Швайпольта Фиоля в Кракове. (В его типографии были изданы самые первые кириллические печатные книги – Октоих и Часослов 1491 г.) Не была обойдена вниманием и многообразная деятельность Франциска Скорины - выдающегося новатора печатного дела. Ее отличительные особенности были рассмотрены на примере изданной им в Праге в 1517 г. Книге Иова. Ю.С.Белянкин осветил сходства и отличия стилей оформления изданий Фиоля и Скорины, рассказал о технике и особенностях изготовления буквенных матриц и вообще об организации производственного процесса, влияниям на него югославянских и ренессансных (в первую очередь, венецианских) традиций.


В ходе встречи удалось познакомиться с некоторыми изданиями типографии Цетиньского монастыря (Черногория) конца XV в., а также с таким редким памятником, как экземпляр Служебника иеромонаха Макария, изданным в 1508 в Тырговиште (Румыния). Не меньшее впечатление на собравшихся произвели венецианские кириллические издания, вышедшие из типографии Вуковичей и, в первую очередь, Соборник, или Минея праздничная, опубликованная в 1538 г. основателем типографии Божидаром Вуковичем. Особое восхищение вызвало изданное в Белграде Евангелие 1552 г. – настоящий символ нерушимости православной веры южных славян в трудные времена зависимости от османов.

Разумеется, на занятии вниманием не были обойдены и плоды деятельности Московского Печатного двора, в которой живо отразились главные процессы русской истории XVII столетия. Особый интерес вызвали малоизвестные московские издания, такие как текст "Поучения о моровой язве" патриарха Никона (1656) и переводной учебник военного дела середины XVII в. "Учение и хитрость ратного строения" (1649). По достоинству был оценен и "классический" памятник – знаменитый букварь Кариона Истомина (1694).


Широкий взгляд на истоки кириллического книгопечатания позволил студентам полнее и глубже оценить роль и значение московской типографии Ивана Федорова и наследовавшего ей Московского Печатного двора XVII столетия в общеевропейском контексте. Подобные встречи не только расширяют профессиональный кругозор студентов, но и формируют навыки исследовательской работы, а главное – показывают возможные перспективы научного поиска по весьма широкому кругу тем по истории русского Средневековья, многие из которых еще не нашли своего исследователя.


Назад к списку новостей

Новые издания

нажмите на обложку для просмотра

Посмотреть весь каталог публикаций

Истфак в СМИ

Косморама, или Проклятие и счастье прозрения истории. Кураторская лаборатория Сергея Хачатурова
В разделе "Искусство" на сайте проекта "Colta.ru" появилась новая рубрика - "Куратор у микрофона". Ее цель -  прояснить современные методы кураторской работы, рассказать о разнонаправленных выставках-исследованиях, подсветить некоторые имена последних лет и вообще поставить вопрос о пределах независимости куратора в современном искусстве и источниках фантазии, которыми мы располагаем. Открывает рубрику разговор с к.иск., доцентом кафедры истории отечественного искусства исторического факультета МГУ С.В.Хачатуровым

Другие новости и интервью, опубликованные в СМИ