Новости исторического факультета
![](/pictures/see.jpg)
![](/pictures/icones/portable.png)
![Экскурсионно-ознакомительная практика студентов III курса кафедры истории России XIX века – начала XX века в Санкт-Петербурге Экскурсионно-ознакомительная практика студентов III курса кафедры истории России XIX века – начала XX века в Санкт-Петербурге](/upload/iblock/487/5314855C-8C0B-41A1-842D-A15AB95B9779.jpeg)
С 26 июня по 2 июля 2021 года студенты III курса кафедры истории России XIX века – начала XX века исторического факультета МГУ под руководством к.и.н., доцента А.П. Шевырёва и к.и.н., доцента Д.А. Цыганкова, при участии д.и.н., профессора А.Ю. Андреева побывали на экскурсионно-ознакомительной практике в г. Санкт-Петербурге. В этом году занятия были посвящены изучению городского ландшафта в рамках темы "Столица империи в царствования Александра II и Александра III".
По сложившейся на кафедре традиции, в ходе практики студенты представляли доклады, темы которых они получили во втором семестре 2020/2021 учебного года. Сообщения выступающих разбирались в ходе экскурсий и дополнялись научными руководителями практики.
![](/upload/medialibrary/ff2/2072021-2.jpg)
В первый день практики состоялась экскурсия на тему "Последний путь Александра II", в ходе которой рассматривался вопрос о политических покушениях на улицах города в середине XIX века. После доклада студента А. Загайнова "Политическое убийство в городском пространстве Санкт-Петербурга (Летний сад / Спас на Крови)" состоялась дискуссия, посвященная персональному составу Исполнительного комитета "Народной воли" и роли террора в практике русских радикалов. В этот же день обсуждался доклад студента М. Трямкина, посвященный концепции образа Александра III в скульптуре Паоло Трубецкого.
Второй день был посвящен парку Александрии в Петергофе. Основными докладчиками выступили студенты И. Борисов ("Повседневная жизнь Александрии"), П. Спирина ("Воспитание Александра II") и А. Лагуткина ("Модели семейной жизни русских императоров: Николай I, Александр II, Александр III"). При обсуждения прозвучавших выступлений затрагивались вопросы воспитания в императорской фамилии и репрезентация частной жизни правителя в XIX веке. Во время экскурсии практиканты ознакомились с ландшафтным многообразием Петергофа и смогли посмотреть устройство водолечебницы, организованной для реабилитации жены Александра II – императрицы Марии Александровны.
На третий день студенты посетили Шлиссельбург, ставший в эпоху Александра III центром заключения политических преступников. В крепости к экскурсантам присоединился выпускник кафедры В.Л. Кириллов, который после основного доклада А.П. Шевырёва, посвященного эволюции пенитенциарной системы в XIX веке, рассказал, в том числе на основании мемуаров В.Н. Фигнер, об эволюции восприятии заключения политическими преступниками. Он также упомянул о дискуссии, ведущейся на страницах современной публицистки, об условиях содержания политических преступников в XIX – начале XX вв.
Четвертый день практики был посвящен Петропавловской крепости. В ходе многочасовой экскурсии, проведенной научным сотрудником Музея истории Санкт-Петербурга М.В. Вершевской, студенты узнали о фортификационных сооружениях крепости, особенностях повседневной жизни ее гарнизона в XIX веке и возможности изучения истории крепости на основании архивных источников. Еще одной темой стала организация похорон российских императоров и членов императорской фамилии. В ходе посещения Трубецкого бастиона был продолжен разговор о пенитенциарной системе в России XIX века.
![](/upload/medialibrary/f90/50A5BBB8-1414-4067-9577-BF65B4966249.jpeg)
![](/upload/medialibrary/80a/9D3FB102-D46C-4BFB-92D3-F99335A5ECD8.jpeg)
Пятый день практиканты провели в Гатчине, ставшей императорской резиденцией в эпоху Александра III. Студент Г. Тимофеев в докладе "Гатчина в эпоху Александра III" дал общие представления об изменении городского пространства Гатчины от эпохи Павла I к началу XX века. Сообщение студентки С. Романовой было посвящено созданию психологического портрета Александра III. В Гатчинском дворце Д.А. Цыганков провел экскурсию по парадным залам, а также жилым комнатам семьи Александра III. Вторую половину дня студенты посвятили изучению паркового пространства Гатчины, узнали об увеселительных садах XIX века и правилах допуске широкой публики в императорские резиденции.
![](/upload/medialibrary/689/7F67C7A3-4095-4C90-9F45-735E072448FD.jpeg)
![](/upload/medialibrary/580/98D492C4-EB3E-4E2C-B054-179AF7721580.jpeg)
![](/upload/medialibrary/37c/D9873D43-2E17-4A4F-B8D2-5F9AE65F5E2F.jpeg)
![](/upload/medialibrary/4dd/FD8B88E4-4B7D-4CE4-8BDC-B0CF9C7791C7.png)
В шестой день практики состоялось посещение Санкт-Петербургской духовной академии, где студенты смогли ознакомиться с музеями этой духовной школы и ее библиотекой. Пространство кладбищ Александро-Невской лавры поставило в центр дискуссии вопрос о традициях коммеморации в XIX веке и особенностях исторической памяти. Доцент Д.А. Цыганков рассказал о некоторых исторических личностях, захороненных на Никольском кладбище.
![](/upload/medialibrary/910/B4BCA818-EAAF-4107-B39D-F27DB0B81BD5.jpeg)
![](/upload/medialibrary/249/6A6E0B15-2722-410A-8C92-7744B1240D45.jpeg)
Вечернее занятие было посвящено Петербургу Ф.М. Достоевского. С докладом на эту тему выступил студент А. Афанасьев. В ходе авторской экскурсии доцента А.П. Шевырева студенты смогли познакомиться с жизнью "бедных людей" Петербурга и посмотреть на некоторые объекты (дом Шиля, в котором был арестован Достоевский по делу петрашевцев, дом старухи-процентщицы, дом Раскольникова, дом Сони Мармеладовой, полицейский участок из романа "Преступление и наказание" и др.).
![](/upload/medialibrary/fe7/95A3A56C-8B47-48D5-AB2E-B375826045F6.jpeg)
![](/upload/medialibrary/477/45711AF5-CF50-4686-9984-7F5B9FB3CA7B.jpeg)
В последний день студенты побывали в музее-квартире Ф.М. Достоевского. В ходе этой и других экскурсий практиканты ознакомились с экспозициями музеев, характером их научной деятельности в целом и некоторых отделов в частности.
Летняя экскурсионно-ознакомительная практика 2022 года будет посвящена теме "Петербург в эпоху Николая II".