Расписание Личный кабинет ЭОС Документы Диссертационные советы Библиотека электронных ресурсов

+7 (495) 939-35-66 - деканат  все контакты
faculty@hist.msu.ru - электронная почта

 

Новости исторического факультета

25.12.2019 Коллоквиум "Sol Invictus 3. Богословствующее пограничье"  10170 

Коллоквиум "Sol Invictus 3. Богословствующее пограничье"

25 декабря 2019 года на историческом факультете МГУ состоялся уже третий по счету международный коллоквиум цикла " Sol Invictus", организованный кафедрой истории средних веков. В нем приняли участие более 40 специалистов, представлявших МГУ, НИУ ВШЭ, Университет Конкордия (Монреаль), Университет Гуттенберга (Майнц), а также ряд других учебных и научных учреждений.

В рамках коллоквиума были обсуждены различные аспекты богословствования в пограничье, причем оба этих термина понимались участниками предельно широко. Речь шла и о географическом, и о временном, и об идейном пограничье, а под "богословствованием" подразумевались не только теоретические системы, выходящие за рамки строгой теологии, но и синкретические практики, характерные для пограничья.


Заседание открыл председатель оргкомитета д.и.н., профессор кафедры истории средних веков исторического факультета МГУ Р.М.Шукуров, рассказавший об общей концепции коллоквиума, а также об обстоятельствах рождения темы третьего заседания. Его организаторы исходили из высокой значимости пограничья для коммуникации с Другим, в ходе которой коммуницирующие субъекты могут претерпеть существенные изменения и даже "искривления" с тем и до той степени, чтобы контакт состоялся. Указанному искривлению в пограничье подвержены даже самые устойчивые, инвариантные феномены культуры.


В пограничье представления о своей и чужой вере могли отличаться от стандартных трактовок ученых богословов. Причем отличие настолько разительно, что эти представления предпочтительнее обозначать скорее как богословствование, но не богословие. Термин "богословствование" в этом случае подразумевает как осознанную, так и не осознанную трансформацию ("искривление") общепринятых идей. В частности, в ходе взаимодействия мусульманской традиции с западнохристианским правовым пространством последнее не просто допускало, но и прямо санкционировало принесение мусульманами присяги "согласно своему закону", что в определенном смысле подразумевало отказ сторон от монополии на религиозную истину и допускало плюрализм, удивительный и для нашего времени (д.и.н., доцент кафедры истории средних веков И.И.Варьяш).


В результате взаимодействия в пограничных зонах, в том числе во время дипломатических переговоров, когда контакты с иноверцами становились неизбежными, византийские христиане, официально по-прежнему не признававшие, что они верят с мусульманами в одного и того же Бога, пытались выйти из сложной для себя ситуации путем некоторой корректировки принятого способа понимания чужой религии (выпускник кафедры истории средних веков А.В.Стрелецкий).

Более того, существовавшая в Византии практика принесения присяги мусульманами, находившимися на службе у христиан, могла привести к тому, что христианские тексты, включая даже полемические, влияли на богословствование самих мусульман, живших в пограничье, и способствовали возникновению топосов, сложно представимых в "чистом" исламе (д.и.н., профессор кафедры истории средних веков Р.М.Шукуров). В каких-то случаях представления об иной вере в богословствовании не противоречили ей, а в каких-то оказывались более фантастичными или анахроничными, чем у ученых богословов того времени, вопреки опыту непосредственного взаимодействия с иноверцами пограничья.

Если в задачи "официальных" богословов входило проведение четких демаркационных линий между религиями и конфессиями, разделение "ортодоксии" и "гетеродоксии", то в богословствовании, напротив, эти границы могли быть размытыми настолько, что подчас возникает искушение говорить о формировании новой синкретической идеи. Благодаря пограничному взаимодействию христианства и язычества даже в сознании христианских авторов могли возникать парадоксальные синкретические идеи, в которых элементы народных поверий становились частью "богословствования", направленного на то, чтобы бороться именно с народными поверьями и "заблуждениями" (к.и.н., доцент кафедры истории средних веков А.С.Ануфриева).


Впрочем, эта борьба может вестись на протяжении столетий, так и не завершаясь победой христианского над языческим, пережитки которого способны сохраняться в «неизменном» виде, в том числе из-за географической удаленности идейного пограничья от крупных христианских центров (профессор Ричард Фольц - Университет Конкордия, Монреаль).


Концепт "богословствования" позволяет рассматривать место соприкосновения различных религий или конфессий не как узкую, подобную лезвию, линию границы, а скорее как спорную территорию - пограничье. Такого рода пространство всегда оказывалось местом рождения нового феномена, характеристики которого несводимы к чертам двух коммуницирующих. Пограничье всегда принуждает двоицу к порождению чего-то третьего. Таким "третьим" является и сам культ Sol Invictus, Непобедимого Солнца, являющийся удивительным примером "языческого монотеизма", без влияния которого в христианской традиции едва ли закрепилась бы связь даты Рождества Христова с зимним солнцестоянием, хотя и влияние это было обоюдным (к.и.н., научный сотрудник кафедры истории средних веков Е.А.Заболотный.

Обмен идеями, разумеется, невозможен без языкового взаимодействия, осуществляемого в своего рода контактных зонах, важное место среди которых занимала Святая земля, причем здесь пересекались различные пограничья - лингвистическое, конфессиональное, этническое (аспирант кафедры истории средних веков А.А.Шишов. К этим пространствам часто добавляется пограничье политическое, а лица, выступающие в роли посредников между ними, неизбежно обретают дуальную идентичность, причем сразу в нескольких измерениях (Р.О.Шляхтин - Университет Гуттенберга, Майнц). Нельзя забывать и о том, что ситуация пограничья нередко рождается в рамках одной религиозной традиции. Так, личное молитвенное пространство, основанное на непосредственной коммуникации верующего с Богом, включает и активное взаимодействие между молящимся и литургической книгой, причем это взаимодействие имеет несколько измерений: церковное время и светский мир, а также текст и визуальный материал книги, с одной стороны, и воспринимающее сознание молящегося - с другой (аспирант кафедры истории средних веков М.О.Смагар).


Современное преломление традиций пограничного взаимодействия как на уровне идей, так и на уровне ритуализированной практики, равно как и типология такого взаимодействия были рассмотрены в заключительном сообщении, по традиции представленном деканом факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ, д.и.н. М.А.Бойцовым, который вслед за этим развернуто прокомментировал идеи и выводы, прозвучавшие в докладах участников коллоквиума.



Назад к списку новостей