Новости исторического факультета
![](/pictures/see.jpg)
![](/pictures/icones/portable.png)
![Выставка А.В.Карагодина и М.В.Розанова "Натурфилософия" Выставка А.В.Карагодина и М.В.Розанова "Натурфилософия"](/upload/iblock/0eb/af.jpg)
26 июня 2019 года в Государственном музее-заповеднике "Царское село" открылась выставка к.и.н., ст. преподавателя кафедры источниковедения исторического факультета МГУ А.В.Карагодина и выпускника исторического факультета МГУ (1995), а ныне известного фотографа М.В.Розанова "Натурфилософия", посвященная садово-парковому искусству Европы.
![](/upload/medialibrary/66c/65737332_10158109072638475_1465480658582241280_o.jpg)
![](/upload/medialibrary/709/65434657_10158109072868475_4390086094163542016_o.jpg)
![](/upload/medialibrary/f49/0C2A73E5-F9FB-4D99-967C-79B6B7032869.jpeg)
![](/upload/medialibrary/4c6/65129798_10158109072363475_8854083181012320256_o.jpg)
![](/upload/medialibrary/666/11_o.jpg)
![](/upload/medialibrary/d72/12F05A34-7090-4E7D-95E5-30BC48FC726A.jpeg)
![](/upload/medialibrary/14b/AD646761-6261-432E-858B-C8A8E1789E3F.jpeg)
![](/upload/medialibrary/a02/24A21FFA-20D9-4C7F-A817-2720263EB67A.jpeg)
48 фотографий, сделанных М.В.Розановым в шести великих парках Европы – на вилле императора Адриана под Римом, в садах Боболи во Флоренции, в парке дворца Сан-Суси в Потсдаме, а также в Версале, Павловске и Царском селе, сопровождаемые текстами А.В.Карагодина – рассказывают о том, как по-разному в разные времена создавались сады и парки.
В понимании авторов выставки натурфилософия воплощается в садово-парковом творчестве, которое издавна считалось одним из сложным. Недаром в XVII веке Фрэнсис Бэкон написал: "Всемогущий бог первым насадил сад. Это – самое чистое из всех человеческих наслаждений. Оно более всего освежает дух человека; без него здания и дворцы всего лишь грубые творения его рук". По мысли английского философа, сад – это книга, по которой можно прочесть мир в его идеальной сущности. Философские сады Греции и Рима, возрождение идеала античной виллы в эпоху Ренессанса, расходящиеся от дворца аллеи Версаля как лучи славы богоподобного Короля-солнце, живописная меланхолия пейзажных парков романтизма: традиция Европы изобилует выдающимися садами, прочтение которых, как визуальное, так и смысловое, требует глубокого погружения в европейскую историю и культуру, ее мифы и сюжеты. Каждая из фотографий серии "Натурфилософия" приглашает к такому размышлению.
![](/upload/medialibrary/be2/FCD0F342-7C4F-4B84-A657-32CF33DEEBFF.jpeg)
![](/upload/medialibrary/d05/E8F03B8A-2AFF-47B9-8293-043E76DE7A85.jpeg)
![](/upload/medialibrary/ee4/DFC57A6D-5F1D-46E8-83F3-780A9AC1BA0E.jpeg)
![](/upload/medialibrary/6a5/2100371E-3BE2-4FD7-92BC-4E591FBF729B.jpeg)
![](/upload/medialibrary/bb5/7A0E9F4C-C9F3-49CF-AD76-C489231A5C3A.jpeg)
![](/upload/medialibrary/cbc/3F46D586-B6DC-4479-A9B0-41B9551D7ED2.jpeg)
![](/upload/medialibrary/b9c/7D06C606-6916-4831-87E9-3DD8E40DE8DE.jpeg)
![](/upload/medialibrary/3e3/3EA4A3D2-E179-4EA5-BD2F-18597819E312.jpeg)
![](/upload/medialibrary/cb9/A87B32B7-7887-4118-A50C-1CB460E7395E.jpeg)
![](/upload/medialibrary/a20/1B7719A8-5B19-4DC8-827D-E16A68DA2A53.jpeg)
![](/upload/medialibrary/c0c/8FAEEE7E-810C-4C41-B562-BA07C0950311.jpeg)
![](/upload/medialibrary/b88/959FE542-5E48-497A-927F-ACB23231482B.jpeg)
![](/upload/medialibrary/5eb/A7514FD9-4D3A-4011-B7DA-53ADF029D836.jpeg)
![](/upload/medialibrary/9f1/008FA547-BDC7-4AD5-A792-97AFA9AF02B2.jpeg)
![](/upload/medialibrary/fc9/4E8D81A6-9401-4536-BFCB-9D5D36700B07.jpeg)
![](/upload/medialibrary/2e1/B96F56EA-C81D-4910-8A49-21588940E740.jpeg)
Михаил Виллиевич Розанов
в интервью "Sobaka.ru":
"Для выставки "Натурфилософия" я снимал не в обычных садах, а в шедеврах садово-паркового искусства и архитектуры... в них нет ничего случайного, я фотографирую их как архитектуру. Я знаю, что Версаль — это образец классицизма, там все подчинено линейной перспективе, поэтому мой кадр — чистая геометрия, с единой точкой схода линий. Четкость для меня — самое важное...
![](/upload/medialibrary/b21/76E23F6F-7C70-41F4-A5A0-5407402CB51C.jpeg)
![](/upload/medialibrary/68e/DC0B89FE-A9BD-4B98-9213-1D85AE5B2C9C.jpeg)
![](/upload/medialibrary/91d/D2B617E8-CB17-4EA2-BF96-DEF3C1C5E7E2.jpeg)
![](/upload/medialibrary/63a/C2DF33D6-2423-4873-AAB8-3BC5FC28600F.jpeg)
Андрей Васильевич Карагодин
в интервью "The New Bohemian":
"Натурфилософия — это попытка понять природу, увидеть ее порядок, постичь ее закон. Садово-парковое искусство — это философствование самой природой, такое творчество, где твоими инструментами являются вода, земля, растения. Целью этого творчества является построение (или воссоздание, если учесть, что нас оттуда изгнали) с помощью этих стихий рая, эдемского сада...
В русской культуре cады и парки занимают особое место. Сад как пристанище муз, место прогулок и размышлений, философского уединения и поэтического озарения – идея, заимствованная из европейской традиции – скрестилась в русской садово-парковой традиции с мыслью о саде как символе культуры и порядка как таковых, освященном наследием классической цивилизации и противопоставленном неупорядоченному хаосу природы, сурового русского таежного леса. Парк и сад как рукотворный ландшафт, разбитый по прихоти просвещенного правителя, нуждающийся в постоянной культивации – этой мыслью пронизаны Царское село, Петергоф, Павловск. В этом смысле проект А.В.Карагодина и М.В.Розанова наследует отечественную традицию осмысления садово-паркового искусства Европы, заложенную В.Я.Курбатовым, П.П.Муратовым, Д.С.Лихачевым.
Проект состоялся при поддержке фонда RuArts, фонда "Эрмитаж. 21 век", журнала "Эрмитаж", а также лично Анатолия и Ирины Седых.
Выставка будет открыта до 25 августа 2019 года в павильоне "Адмиралтейство" Государственного музея-заповедника "Царское село" (Санкт-Петербург, г.Пушкин, ул.Садовая, д.7).