Расписание Личный кабинет ЭОС Документы Диссертационные советы Библиотека электронных ресурсов

+7 (495) 939-35-66 - деканат  все контакты
faculty@hist.msu.ru - электронная почта

 

Новости дополнительного образования

10.10.2021 Лекционная программа исторического факультета МГУ на XI Всероссийском фестивале науки  1503 

Лекционная программа исторического факультета МГУ на XI Всероссийском фестивале науки

8-10 октября 2021 года исторический факультет МГУ представил на XI Всероссийском фестивале науки NAUKA 0+ насыщенную программу из лекций и круглых столов.

8 октября 2021 года состоялся круглый стол "Человек, общество и вызовы цифровизации". Мероприятие прошло в рамках Междисциплинарной научно-образовательной школы Московского университета "Сохранение мирового культурно-исторического наследия".

Участниками круглого стола выступили:

  • и.о. декана исторического факультета МГУ, академик РАО, д.и.н., профессор Л.С. Белоусов;
  • декан факультета журналистики МГУ, академик РАО, д.ф.н., Е.Л. Вартанова;
  • и.о. декана философского факультета МГУ, к.философ.н. А.П. Козырев;
  • и.о. декана филологического факультета МГУ, д.ф.н. А.А. Липгарт;
  • и.о. декана факультета иностранных языков и регионоведения МГУ, д.ф.н. Г.Г. Молчанова.


Руководители пяти факультетов, входящих в Школу, обсудили основные параметры новой цифровой реальности, рассмотрели очевидные негативные последствия цифровизации и ее явные положительные последствия, оценили специфику выработки и трансляции гуманитарного знания в цифровую эпоху, подытожили опыт преподавания гуманитарных дисциплин в удаленном формате с использованием современных технологий, с чем пришлось столкнуться из-за пандемии, поделились прогнозами дальнейших этапов цифровизации, прежде всего в высшем образовании и в целом в ходе реализации широкого диапазона культурных практик, что особенно актуально для гуманитарного строительства.

Предлагаем вашему вниманию видеозапись состоявшегося мероприятия:

нажмите значок "пуск" в экране плеера для просмотра видеозаписи


Лекция "30 лет постсоветскому пространству: диалектика дезинтеграции и интеграции" заведующего кафедрой истории стран ближнего зарубежья исторического факультета МГУ, член-корр. РАН, д.и.н. Е.И. Пивовара была посвящена распаду СССР и образованию постсоветского пространства. Это пространство представляет собой сложноорганизованную открытую систему, некоторые части которой тяготеют к более плотной интеграции с внешними субъектами (чаще всего на антироссийской основе), а некоторые по-прежнему стремятся взаимодействовать друг с другом. Постсоветское пространство неоднородно, новые независимые государства существенно отличаются друг от друга по уровню развития. Это сказывается и на содержании интеграционных процессов: в каких-то случаях можно говорить только о миграционных потоках, а в каких-то – о технологическом сотрудничестве.

Предлагаем вашему вниманию видеозапись состоявшейся лекции:

нажмите значок "пуск" в экране плеера для просмотра видеозаписи


В лекции "Технологии LiDAR-сканирования в археологических исследованиях культуры майя" к.и.н., доцент кафедры истории древнего мира А.В. Сафронов рассказал об археологических исследованиях культуры майя, берущий своё начало на рубеже XIX–XX вв. В начале XXI в. археологами были заимствованы современные цифровые и естественнонаучные методы исследования, на основе которых сложилось особое направление так называемой недеструктивной археологии, к которому относится и технология LiDAR (Light Detection and Ranging) – метод получения денных о пространственных объектах с помощью оптических систем. LiDAR-сканирование поверхности позволяет получить очень точную и полную карту археологических объектов на исследуемой территории. В настоящее время работа крупнейших археологических проектов в области майистики опирается на данные LiDAR-сканирования.

Предлагаем вашему вниманию видеозапись состоявшейся лекции:

нажмите значок "пуск" в экране плеера для просмотра видеозаписи


В лекции "Цифровые технологии в исторических исследованиях: Data Science, искусственный интеллект, виртуальная реальность" чл.-корр. РАН, заведующего кафедрой исторической информатики, д.и.н. профессора Л.И. Бородкина были рассмотрены возможности машинного обучения, применения искусственных нейросетей в работах историков и археологов, а также опыт использования VR-технологий в проектах по реконструкции утраченного историко-культурного наследия на примере междисциплинарного исследовательского проекта ученых Московского университета по созданию виртуальной реконструкции ландшафта и исторической застройки Белого города Москвы. Проект знакомит с храмами, палатами, городскими усадьбами этой территории Москвы в XVII–XVIII вв. путем совершения виртуального тура в воссозданной исторической городской среде и за счет эффекта иммерсивности.

Предлагаем вашему вниманию видеозапись состоявшейся лекции:

нажмите значок "пуск" в экране плеера для просмотра видеозаписи


Лекция "Освоение новых пространств европейцами: случай Берега Маклая" к.и.н., доцента кафедры этнологии А.В. Туторского состоялась в дистанционном формате. В сентябре 2021 года исполнилось 150 лет со дня высадки на Новой Гвинее русского путешественника, естествоиспытателя, биолога и этнографа Н.Н. Миклухо-Маклая. После этого северо-западное побережье Новой Гвинеи стало "осваиваться", географические объекты получили названия. В лекции было продемонстрировано, как менялись географические представления о Береге Маклая с 1871 по 2021 года – от разных названий до динамики представлений о важности этой территории, а также показано, как колониальный и деколонизирующий подходы игнорируют локальную социальную жизнь географических названий. Материал представлялся в привязке к борьбе великих держав за "незаселенные земли".

Предлагаем вашему вниманию видеозапись состоявшейся лекции:

нажмите значок "пуск" в экране плеера для просмотра видеозаписи


В лекции "«Геовизуализация» пространства Российской империи П.Я. Пясецкого" к.и.н., доцент кафедры истории России XIX века – начала XX века О.В. Белоусова сосредоточила своё внимание на личности русского путешественника, врача, писателя и художника П.Я. Плясецкого, живший во второй половине XIX в. – начале XX в. П.Я. Пясецкий известен как создатель уникальных гигантских панорамных картин, посвященных значимым событиям внутриполитической и внешнеполитической жизни России, а также своего рода "портретов" огромных территорий. Среди этих панорам особо выделяется гигантская (длиной около километра) картина "Великий Сибирский путь – Транссибирская железнодорожная магистраль". Когда территории вдоль Транссиба еще только осваивались, такая панорама становилась важным наглядным пособием по малоизученным пространствам Российской империи.

Предлагаем вашему вниманию видеозапись состоявшейся лекции:

нажмите значок "пуск" в экране плеера для просмотра видеозаписи


В лекции "Через тернии к звездам: история первого полета человека в космос" к.и.н., доцент кафедры истории России XX–XXI веков А.В. Хорошева рассказала о том, как в режиме соблюдения строжайшей секретности выдающимся конструктором С.П. Королёвым и его командой готовился первый полет человека в космос. В данном случае была важна не только научная составляющая, исключительно значимыми являлись практические шаги по поиску сначала кандидатов на роль космонавтов, а затем разработки системы их подготовки. Вероятность успеха составляла 60 процентов, так как до 12 апреля было 5 пусков с живыми существами и из них только 3 успешных. Ю.А.Гагарин совершил виток вокруг Земли на космическом корабле "Восток" и приземлился в районе Саратова. Н.С. Хрущёв осознавал весь политический потенциал произошедшего.

Предлагаем вашему вниманию видеозапись состоявшейся лекции:

нажмите значок "пуск" в экране плеера для просмотра видеозаписи


Лекция "О чем могут рассказать каменные орудия палеолита: эволюция технологий и методы их изучения" к.и.н., ст.преподавателя кафедры археологии Е.А. Виноградовой была посвящена современным научным подходам в археологии. Современные научные подходы позволяют исследовать каменную индустрию комплексно, с одной стороны – как самостоятельное явление, а с другой – как часть археологического памятника или культуры. Каменные изделия, прежде всего орудия, сочетают в себе элементы, изучаемые с помощью типологического, технологического и функционального методов. Форма предмета обусловливается технологическими условиями его производства и культурными традициями. Изучив каменное изделие во всех аспектах, которые определяли его существование в древности, можно получить целостное представление как об отдельных артефактах и технологиях их изготовления, так и о "каменной индустрии" в целом.

Предлагаем вашему вниманию видеозапись состоявшейся лекции:

нажмите значок "пуск" в экране плеера для просмотра видеозаписи


Назад к списку новостей

Программы
дополнительного образования

Каталог всех программ дополнительного образования исторического факультета МГУ

Предлагаем вам прочитать отзывы слушателей наших программ дополнительного образования.

Просветительские проекты


Истфак - школе