Новости кафедры
14 сентября 2023 года доцент кафедры истории России XX – XXI вв., к.и.н. А.В. Хорошева выступила перед слушателями цикла "История ХХ века: люди и события" с лекцией "Образ «нового человека» в советской культуре 1920-х годов".
Лекция прошла в рамках участия МГУ в проекте Правительства Москвы "Московское долголетие" и была посвящена рассмотрению комплекса проблем, связанных с культурным развитием молодого советского государства в первые десять лет его существования.
Взяв власть в свои руки в октябре 1917 года, большевики начали грандиозный социальный эксперимент, в рамках которого предполагалось создать новое общество на принципах социальной справедливости и воспитать "нового человека", для которого общественный интерес важнее личного. Партийные лидеры были едины в том, что социализм без этого не построишь, однако они расходились во мнении относительно того, что же ещё кроме коллективизма необходимо прививать советским гражданам и какими методами это делать.
Главным инструментом воспитания "нового человека" должна была стать культура. Это понятие лидеры большевиков трактовали достаточно широко: как совокупность «высших форм» и культуры быта. Революционная пора открыла дорогу разным, часто очень смелым идеям преобразования человека и пространства вокруг него. В искусстве лидирующие позиции заняли представители русского авангарда, они пытались привнести дух революционной эпохи в здания, костюм, фарфор, ткань, превратив предметы вокруг человека в агитационный плакат. Очень часто в своих работах они были смелее лидеров большевиков, предлагая радикальные перемены, из-за чего результаты их творчества не всегда были понятны простому человеку. Образ "нового человека", главной чертой характера которого был коллективизм, отразился в литературе, живописи, кино и даже архитекторы ориентировались на него, разрабатывая свои проекты.
Д.и.н., заведующий кафедрой древних языков исторического факультета МГУ А.В. Подосинов рассказал научно-популярному порталу "Горький" о зарождении географических представлений у древних греков, античных картах, мифической Атлантиде и путешествиях Одиссея: "Мы стремимся обнаружить в описании Гомера черты той картины мира, которая существовала в то время и в голове самого поэта, и в головах его слушателей и читателей. Это отражает представления греков относительно географии ойкумены..."
|