Новости кафедры
![](/pictures/see.jpg)
![](/pictures/icones/portable.png)
![Лекция М.А. Лопуховой "Ренессанс: возрождение античности, рождение современности" Лекция М.А. Лопуховой "Ренессанс: возрождение античности, рождение современности"](/upload/iblock/314/B36135D8-DC9F-4C6E-B0D9-B8C33C391C08.jpeg)
13 января 2023 года заместитель заведующего кафедрой всеобщей истории искусств, к.иск., доцент М.А. Лопухова выступила в Центре современного искусства "Арсенал" (Волго-Вятском филиале ГМИИ имени А.С. Пушкина) с публичной лекцией "Ренессанс: возрождение античности, рождение современности".
Обзорная лекция открыла событийную программу к выставке "Названо Вазари. Возрождение" – второй части экспозиционной трилогии, задуманной директором Арсенала Анной Гор и кураторами Дарьей Колпашниковой и Екатериной Кочетковой как сопоставление между подлинниками из коллекции Пушкинского музея и работами современных художников.
Центральной темой стал один из главных парадоксов ренессансной культуры – её стремление подражать античности, то есть обращение к прошлому, и одновременно – острое чувство современной жизни. Освоение классики было для итальянских художников не столько самоцелью, сколько средством, с помощью которого они приближались и к натуре, и к идеалу. Лучший пример классического чувства формы и, в то же время, свободы от копирования античного образца дает творчество основателей флорентийского Возрождения – Донателло, Брунеллески и Мазаччо. Именно их произведениями в лекции были в основном проиллюстрированы те художественные принципы, которые сформировались в искусстве раннего Возрождения.
![](/upload/medialibrary/061/1.jpeg)
![](/upload/medialibrary/7e4/2.jpeg)
![](/upload/medialibrary/e1a/3.jpeg)
![](/upload/medialibrary/93f/4.jpeg)
![](/upload/medialibrary/b3a/5.jpeg)
В новости использованы фотографии Александра Воложанина
Кроме того, ключевым значением для художника раннего Ренессанса обладал адресат его искусства – зритель: архитектура соотносила себя с пропорциями человеческого тела и воспитывала в нем гармоничный дух, живопись учитывала положение зрителя в пространстве и его повседневный опыт, и визуальный, и бытовой. В частности, во флорентийской живописи XV века наглядно отразилась современная зрелищная культура и практики благочестия, о чем было рассказано на примере фресок Беноццо Гоццоли в капелле Волхвов флорентийского палаццо Медичи и серии алтарных картин с изображением сцены Благовещения. Также внимание было уделено такой проблеме, как актуализация священной истории – то есть помещению библейских сюжетов в современный антураж, а подчас даже в актуальный политический контекст, и специфике ренессансного художественного патроната.
Тем не менее, античность была для эпохи Возрождения незаменимым поставщиком образов и идей, без которых почти нельзя было обойтись в политической риторике и культуре памяти, при украшении загородного дома, брачного покоя и даже церковного интерьера, а свежие археологические открытия незамедлительно находили отражение в искусстве, делая его актуальным. Как художники наделяли новыми смыслами языческие мотивы в религиозном искусстве, было показано на примере творчества Мантеньи, Доменико Гирландайо и Филиппино Липпи, а как менялось отношение к мифологическим сюжетам в живописи Возрождения, лектор рассказала на примере живописи свадебных сундуков-кассоне, работ Сандро Боттичелли, Рафаэля и его мастерской и Тициана.
![]() Д.и.н., заведующий кафедрой древних языков исторического факультета МГУ А.В. Подосинов рассказал научно-популярному порталу "Горький" о зарождении географических представлений у древних греков, античных картах, мифической Атлантиде и путешествиях Одиссея: "Мы стремимся обнаружить в описании Гомера черты той картины мира, которая существовала в то время и в голове самого поэта, и в головах его слушателей и читателей. Это отражает представления греков относительно географии ойкумены..."
|