Новости кафедры
24-25 августа 2022 года на историческом факультете МГУ в рамках программы "МГУ-школе" состоялась летняя онлайн-школа для учителей истории "Актуальные вопросы преподавания отечественной истории XX века в школе".
Приближающаяся 100-летняя годовщина образования СССР побуждает российских историков обратиться к переосмыслению узловых вопросов отечественной истории XX века. Советский Союз – первое в мире социалистическое государство – являл собой грандиозный исторический эксперимент, оказавший трансформирующее влияние на судьбы нашей страны и ход всемирной истории.
Преподаватели исторического факультета МГУ предложили участникам летней школы в формате онлайн-лекций взглянуть с нового ракурса на некоторые важные аспекты советской истории: политические, правовые, внешнеполитические, культурные и бытовые. В работе летней школы приняли участие более 240 педагогов из 47 регионов России, а также их коллеги из Беларуси, Казахстана, Китая, ЛНР и ДНР, что придало форуму не только общероссийский, но и международный масштаб.
С приветственным словом к участникам мероприятия обратились заместитель декана по научной работе, д.и.н., доцент Д.А. Андреев и заместитель декана по учебно-методической работе, к.и.н., доцент, к.и.н. В.Н. Истратов.
В первый день работы летней школы материал лекций был посвящен предпосылкам революционных событий начала XX в., внутри- и внешнеполитическим факторам складывания Советского государства.
нажмите значок "пуск" в экране плеера для просмотра видеозаписи
при просмотре на некоторых мобильных устройствах после выбора фрагмента записи необходимо нажать кнопку "пуск" в экране плеера
- 00:00:02 - Приветствие д.и.н., доцента Дмитрия Александровича Андреева
- 00:01:19 - Приветствие к.и.н., доцента Василия Николаевича Истратова
- 00:04:48 - Лекция д.и.н., доцента Дмитрия Александровича Андреева "Власть и политическая элита России в начале XX века"
- 01:41:32 - Лекция к.и.н., доцента Марии Исааковны Голубевой "К столетию образования СССР: исторические аспекты и актуальные вопросы"
- 03:01:18 - Лекция д.и.н., профессора Геннадия Филипповича Матвеева "Война – без объявления, мир – без победителя. Парадоксы польско-советской войны 1919-1920 годов"
Заместитель декана по научной работе, д.и.н., доцент кафедры истории России XIX века – начала XX века Д.А. Андреев в лекции "Власть и политическая элита России в начале XX века" со структурной и институциональной точки зрения рассмотрел взаимоотношения внутри "пространства власти" Российской империи. Дмитрием Александровичем были проанализированы отношения между сувереном и бюрократическим аппаратом, а также особенности личности и характера ключевых политических деятелей империи рубежа веков. С точки зрения лектора, именно конфликт в данном "пространстве власти", а не между властью и либеральной общественностью стал решающим, судьбоносным для развития страны в начале XX в.
Отзывы слушателей о состоявшейся лекции:
- Очень интересная лекция, Дмитрий Александрович, благодарю! Прекрасно, что будет возможность прослушать еще раз в записи.
- Столько нового узнаешь, спасибо огромное!
- Лекция интересная, ориентированная именно на учителей.
- Большое спасибо, Дмитрий Александрович! Очень интересная лекция!
- Спасибо большое, очень информативно.
К.и.н., доцент кафедры истории России XX-XXI вв. М.И. Голубева выступила с лекцией "К столетию образования СССР: исторические аспекты и актуальные вопросы", в которой подчеркнула связь образования СССР с другими процессами, определявшими историческое развитие страны в первой половине 20-х годов, такими как НЭП, внутрипартийная борьба, внешнеполитическая ситуация. Марией Исааковной были последовательно освещены причины и ход объединения советских республик в новое государство, а также рассмотрены дискуссии о формах государственного устройства. Кроме того, лектор подробно остановился на конституционном оформлении Союза ССР.
Отзывы слушателей о состоявшейся лекции:
- Спасибо, узнала много нового!
- Потрясающая лекция!!
- Большое спасибо, очень интересная и полезная информация!
- Огромное спасибо! Очень полезная информация. Тема вызывает интерес и дискуссии у ребят, заставляет задуматься над причинами распада СССР и обострения национального вопроса.
Заведующий кафедрой истории южных и западных славян исторического факультета МГУ, д.и.н., профессор Г.Ф. Матвеев в лекции "Война - без объявления, мир - без победителя. Парадоксы польско-советской войны 1919-1920 годов" на примере польско-советской войны 1919-1920 гг. продемонстрировал, как под влиянием внутри- и внешнеполитических факторов менялась тактика советского руководства при сохранении неизменной его стратегической цели – сохранения и укрепления Советского государства. Если до начала марта 1919 г. ставка делалась на мировую революцию, то затем возобладало стремление к нормализации отношений с внешним миром, на рубеже 1919-1920 гг. обретшее характер политики "буферизма" в отношении сопредельных государств и налаживания экономических, а по возможности и политических отношений с западными державами. Под влиянием успехов Красной армии с 16 июля 1920 г. по 22 сентября 1920 г. на польском направлении на вооружение была взята модифицированная политика экспорта революции. Отказ от нее позволил советской делегации на Рижской мирной конференции и ее главе А.А. Иоффе завершить войну "миром соглашения", а не "миром победителя", как того хотел Ю. Пилсудский.
Отзывы слушателей о состоявшейся лекции:
- Спасибо!! Очень важная, но малоизвестная тема, Вы сообщили много новой информации. И Вы – прекрасный лектор.
- Благодарю Вас! Очень информативно, открыл для себя некоторые новые моменты.
- Спасибо большое за материал лекции. Было очень познавательно и информативно.
- Огромное спасибо, дали возможность совершенно иначе взглянуть на советско-польскую войну.
- Огромное спасибо! Актуально, интересно. Многое объясняет в сегодняшнем дне. Спасибо, что помогли утвердиться в ряде позиций.
Повесткой второго дня работы летней школы стали вопросы формирования в СССР сталинской диктатуры, проблемы творческого поиска и воспитания "нового" человека в послереволюционное время, особенности выстраивания советскими властями международных связей в межвоенный период и предпосылки распада Советского Союза.
нажмите значок "пуск" в экране плеера для просмотра видеозаписи
при просмотре на некоторых мобильных устройствах после выбора фрагмента записи необходимо нажать кнопку "пуск" в экране плеера
- 00:00:45 - Лекция к.и.н., доцента Алексея Викторовича Гусева "Борьба в Коммунистической партии в 1920-е годы: почему Сталин?"
- 01:41:37 - Лекция к.иск., доцента Александры Петровны Салиенко "Русское искусство в революционное десятилетие"
- 03:23:55 - Лекция к.и.н., доцента Анны Владимировны Хорошевой "Воспитание «нового человека» в советском государстве в 1920-1930-е гг.: теория и практика"
- 05:12:47 - Лекция д-ра Война Божинова (Институт исторических исследований Болгарской академии наук) "Советский Союз и Болгария в 1930-е гг.: новая страница взаимоотношений"
- 05:48:11 - Лекция д-ра, профессора Дарины Григоровой (Софийский университет) "Распад СССР: изнутри или извне? Идеологические споры"
К.и.н., доцент кафедры истории политических движений и политических партий А.В. Гусев в лекции "Борьба в Коммунистической партии в 1920-е годы: почему победил Сталин?" выделил предпосылки внутрипартийной борьбы и подробно охарактеризовал ключевые процессы внутри РКП(б) – ВКП(б) на протяжении 1920-х гг., сделав акцент не только на взаимоотношениях между сторонниками "генеральной линии" и членами оппозиционных объединений, но и на реакции народных масс на ход борьбы в верхах. В своем выступлении Алексей Викторович определил ряд факторов, способствовавших победе И.В. Сталина над оппонентами: искусную коалиционную и аппаратную политику генерального секретаря, характер внутрипартийного режима после 1921-1922 гг., социальные интересы партийной бюрократической элиты, тактическую и программную слабость оппозиционных групп и течений. Отдельно лектор подчеркнул, что установление сталинской диктатуры к концу 1920-х гг. в целом вписывалось в логику развития советской однопартийной системы.
Отзывы слушателей о состоявшейся лекции:
- Большое спасибо за лекцию! Такую сложную тему Вы раскрыли абсолютно ясно и понятно.
- Алексей Викторович, большое спасибо, очень информативно.
- Большое Вам спасибо! Материал крайне насыщенный, обязательно использую при работе со школьниками.
- Спасибо за подробные разъяснения. В учебниках этот материал дается очень сжато.
- Большое спасибо за презентацию! Прекрасные карикатуры, буду использовать на уроках.
К.иск., доцент кафедры истории отечественного искусства А.П. Салиенко в лекции "Русское искусство в революционное десятилетие" осветила ряд вопросов, актуальных для изучения революционного искусства 1920-х годов как искусства нового и беспрецедентного. В лекции были рассмотрены такие проблемы, как терминологическая путаница (определение "пролетарское искусство"), дезориентация поколений, понятия "русское" и "советское", изоляция России и влияние Запада, "идеологическая отсталость" художника и зрителя, складывание нового революционного языка и поиски художественных форм "пролетарского искусства".
Отзывы слушателей о состоявшейся лекции:
- Лекция - супер, на одном дыхании.
- Огромное спасибо! Очень интересный материал. Нужен для подготовки к олимпиадам.
- Александра Петровна! Сердечно благодарим за прекрасную лекцию!
- Были бы рады прослушать ещё несколько Ваших лекций!
- Спасибо большое за высокопрофессиональную лекцию по искусству!
К.и.н., доцент кафедры истории России XX-XXI вв. А.В. Хорошева в лекции "Воспитание «нового человека» в советском государстве в 1920-1930-е гг.: теория и практика" рассказала о теоретических представлениях власти о том, что из себя должен был представлять "новый" советский человек, а также о реализации этих идей на практике. Партийные руководители полагали, что только здоровый, сильный, всецело преданный идее и коллективу работник может построить новое общество социальной справедливости. Для достижения этой цели предполагалось не только обучить грамоте, но и изменить повседневную жизнь человека во всем ее многообразии: семейные отношения, питание, одежду, жилищные условия, досуг.
Отзывы слушателей о состоявшейся лекции:
- Спасибо большое, очень познавательно и интересно.
- Огромное спасибо! Отличный зрительный ряд. Четко, логично. Молодец!
- Большое спасибо. Необходимый материал для представления той эпохи. В быте дух времени.
- Данная лекция превзошла мои ожидания! Очень рада том, что получила эту информацию! В качестве приглашенных спикеров участие в работе летней школы приняли болгарские историки.
Д-р, асс. проф. Института исторических исследований Болгарской академии наук Войн Божинов в лекции "Советский Союз и Болгария в 1930-е гг.: новая страница взаимоотношений" рассказал об установлении советско-болгарских отношений в 1934 г. и факторах, влиявших на развитие диалога двух стран в годы, предшествовавшие Второй мировой войне.
Д-р, профессор исторического факультета Софийского университета Дарина Григовова в лекции "Распад СССР: изнутри или извне? Идеологические споры" проанализировала существующие в российской политологии и исторической науке взгляды на внутренние и внешние факторы распада СССР, выделив среди них рациональные (подмена проекта новой Конституции СССР с обсуждением Союзного договора; эстонская декларация суверенитета от 16 ноября 1988 г.; заявление "9+1" от 23 апреля 1991 г.; конфликт номенклатуры КПСС и республиканских элит; закон о кооперативах 1987 г.; августовский путч 1991 г.; украинский фактор) и нерациональные (десакрализация власти и армии; нехватка "имперского центра"; процессы деидеологизации до 1991 г.).
Динамизм и интерактивность работе летней школе придавали энтузиазм и увлеченность наших коллег-учителей, которые активно задавали вопросы, делились своими размышлениями, высказывали интересные замечания и комментарии:
Я участвовал в летней школе впервые. Хочу поблагодарить организаторов, преподавателей и исторический факультет. Вся без исключения информация оказалась полезной для меня. На некоторые исторические события я посмотрел совершенно с иной стороны, а другие и вовсе открыл для себя впервые. Обязательно поделюсь полученной информацией со своими коллегами и буду участвовать в подобных мероприятиях в дальнейшем. |
|
Выражаю огромную благодарность за организацию и проведение школы. Представлены очень сложные и дискуссионные темы, полезные материалы, которые можно использовать в работе. Особая благодарность лекторам за творческий подход, проработанный материал, советы по его применению на уроках. Спасибо за возможность услышать мнение коллег из других стран и их интерес к нашей истории. С удовольствием приму участие в школе снова! |
|
Как всегда, высочайший уровень, доброжелательность, много информации новой, полезной, прекрасная организация. Огромная благодарность историческому факультету и особенно организаторам за возможность ещё раз окунуться в прекрасную атмосферу высокой науки. Спасибо!!! |
|
Участвую второй год. Лекции, подготовленные профессорско-преподавательским составом исторического факультета, - это замечательная возможность для учителей всей страны повысить свой профессиональный уровень. Благодарю спикеров и организаторов за интересный теоретический и практический материал, который буду использовать в работе! |
|
Спасибо за интересные и познавательные взгляды на вопросы, столь актуальные в наше время. Интересно было послушать болгарских коллег, их взгляд на историю. |
|
Благодарю за организацию школы и интересные лекции по таким важным вопросам. Лекторы не только великолепно преподносят материал, но и демонстрируют глубокое уважение к учителю. Спасибо вам! |
Исторический факультет МГУ планирует и дальше развивать конструктивный диалог с учителями в рамках программы "МГУ-школе", тем более что новые обстоятельства подталкивают нас к поиску новых форм сотрудничества.
Мероприятие проведено при финансовой поддержке РФФИ и Национального научного фонда Болгарии в рамках научного проекта № 20-59-18007 "От региональных конфликтов к эпохе глобальных трансформаций: взгляд российских и болгарских историков на международные отношения в конце XIX - начале XXI в."
Д.и.н., заведующий кафедрой древних языков исторического факультета МГУ А.В. Подосинов рассказал научно-популярному порталу "Горький" о зарождении географических представлений у древних греков, античных картах, мифической Атлантиде и путешествиях Одиссея: "Мы стремимся обнаружить в описании Гомера черты той картины мира, которая существовала в то время и в голове самого поэта, и в головах его слушателей и читателей. Это отражает представления греков относительно географии ойкумены..."
|