Новости процесса обучения
1-3 февраля 2020 года студенты и преподаватели кафедры истории России до начала XIX века совершили учебно-ознакомительную поездку в город Псков и окрестности. Ее главным организатором стал к.и.н., м.н.с. М.В. Калинин.
Псков, как и Новгород, относится к числу городов, буквально переполненных памятниками Средневековья. Однако – в отличие от Новгорода – Псков гораздо реже притягивает к себе сугубое внимание медиевистов. Между тем, Псковский кремль ("Кром") и многочисленные храмы XII – XVII столетий – не просто свидетели минувших эпох, но и уникальные памятники искусства, выполненные в колоритной манере и с большим мастерством.
В конце XV в. московские князья приглашали псковичей для возведения храмов в Кремле, Троице-Сергиевой Лавре и других местах. Псковских мастеров отличает, например, неизменный узор "бегунец с поребриком", который обрамляет барабаны церквей. Изучая внешний облик и внутреннее убранство псковских храмов, погружаясь в историю их создания и судьбу, русское Средневековье раскрывается с новых и подчас неожиданных сторон.
Первый день поездки был посвящен знакомству с памятниками псковских укреплений и храмов внутри крепости. Большое внимание было уделено во многом уникальным фортификационным особенностям крома и Свято-Троицкому собору (нынешнее здание которого, восходящее к концу XVII столетия, было построено на месте более раннего. Значительное время удалось посвятить и полуразрушенным средневековым храмам "Довмонтова города", которые при осмотре крепости обыкновенно остаются без внимания.
Знакомству с псковскими церквями и - в особенности - с уникальными фресками псковских храмов был посвящен второй день путешествия. С фресками XII в. Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря группу ознакомила выпускница кафедры истории России до начала XIX в., ныне к.и.н., доцент кафедры отечественной истории ПГУ, заведующая отделом "Мирожский монастырь" Псковского музея-заповедника Таисия Викторовна Круглова. Она обратила внимание не только на художественные особенности фресок, выполненных византийскими мастерами, но и на не всегда очевидные смыслы, заложенные в особом расположении изображений в пространстве храма.
Настоящим открытием для участников поездки стали росписи западной стены собора: на ней изображены не "привычные" сцены Страшного суда, а совершенно другие сюжеты. Так, над входом в храм помещена сцена сошествия Святого Духа на апостолов. Автор программы росписей – новгородский архиепископ Нифонт – подразумевал, что Святой Дух будто снисходит на каждого, кто входит в церковь. В этом настроении проявился давно отмеченный исследователями духовной культуры Домонгольской Руси "религиозный оптимизм", который далеко не сразу уступил главное место в интеллектуальной рефлексии эсхатологическим ожиданиям.
Еще одним сильным впечатлением стало вдумчивое знакомство с фресками собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря, восходящими ко второму десятилетию XIV в. В отличие от мирожских фресок, эти росписи были выполнены местными, псковскими мастерами, они представляют собой уникальный памятник региональной школы живописи эпохи раздробленности. Группе сопутствовала большая удача: было разрешено забраться на леса и внимательно рассмотреть верхние ярусы храма, где росписи сохранились лучше всего.
История Снетогорской обители сама по себе также примечательна. Во-первых, именно из ее стен вышли многие псковские средневековые подвижники, в числе которых был, например, инок Ефросин, основавший в 1425 г. знаменитый Спасо-Елеазаров монастырь. (Позже именно в Елеазаровой обители знаменитый старец Филофей будет размышлять о третьем Риме.) Кроме того, Снетогорский монастырь посетила осенью 1472 г. Софья Палеолог. Ее путь из Рима в Москву проходил в том числе по Псковской земле. Надо отметить, что в ходе прогулок по городу заместитель заведующего кафедрой истории России до начала XIX в., к.и.н., доцент Т.А. Матасова не раз обращала внимание на детали ее пребывания во Пскове.
В постижении Средневековья не последнюю роль играют размышления о том, как образы этой эпохи воспринимались и переосмысливались деятелями науки и искусства в более позднее время. С этой точки зрения более чем познавательным было знакомство с росписями часовни в память св. Анастасии, выполненными в 1910-1911 гг. по эскизам Н.К. Рериха.
Последний день путешествия было решено посвятить осмотру некоторых небанальных окрестностей Пскова. Так, немалое время ушло на знакомство с ансамблем и историей Крыпецкого монастыря. Обитель была основана в 1455 г. афонским монахом, выходцем из Сербии прп. Саввой Крыпецким. Архитектурной жемчужиной обители является собор в честь Иоанна Богослова, возведенный в середине XVI в.
Среди выходцев из Крыпецкого монастыря для средневековой истории имеет большое значение прп. Нил Столобенский, основавший в 1528 г. знаменитую пустынь на Селигере. Пострижеником Крыпецкой обители стал в конце жизни и А.Л.Ордин-Нащокин - один из наиболее ярких государственных деятелей России XVII столетия. До революции Крыпецкий монастырь был одним из самых известных на Псковщине. Отрадно, что уже не одно десятилетие - после долгих лет запустения - в монастыре активно развивается духовная и хозяйственная жизнь. Один из отцов провел для истфаковцев живую и неформальную экскурсию по святыням обители.
Большое впечатление на участников поездки произвела церковь в честь Ильи Пророка погоста Выбуты (XV-XVI вв.). Именно в этих краях, по преданию, родилась св. равноап. кн. Ольга.
Завершением поездки стал визит в уникальный авторский музей народа сету, который создала Татьяна Николаевна Огарева в деревне Сигово. До 1990-х гг. в этой деревне жили сету - православные эстонцы, сохранявшие традиционный уклад жизни. В 1990-е гг. многие сету уехали из Сигово в соседнюю Эстонию. Оставшаяся жить в деревне Татьяна Николаевна своими руками создала музей, посвященный истории и культуре этого небольшого народа.
За короткую поездку невозможно было посетить все памятники Пскова и окрестностей, но организаторы надеются, что даже первичное знакомство с сокровищами псковской средневековой культуры сподвигнет студентов еще не раз вернуться в этот удивительный город и вволю полюбоваться и посадскими церквями, и Мальской долиной с Изборском, и Печорами, и ансамблем Спасо-Елеазаровой пустыни.