Новости кафедры
26 октября 2023 года на кафедре истории древнего мира состоялась научно-популярная лекция м.н.с. отдела Америки Института этнологии и антропологии РАН Сергея Викторовича Вепрецкого “Иероглифы древних майя в художественном кино”, которая была посвящена весьма интересной и занимательной проблеме использования знаков иероглифической письменности майя в качестве художественных объектов и реквизита при создании образов локаций и артефактов, в рамках сюжетных линий в голливудских художественных фильмах.
Иероглифическая письменность майя, сложившаяся в конце I тыс. до н.э. и использовавшаяся индейцами майя до XVI в., является дешифрованной древней системой письма благодаря работам выдающегося отечественного исследователя Юрия Валентиновича Кнорозова и активно изучается в настоящее время. Современные исследователи в полной мере имеют возможность работать с иероглифическими надписями майя, являющими важнейшим историческим источником по истории и культуре древних майя. Тем интереснее оценить характер использования иероглифических знаков письменности майя в современной популярной культуре. Лекция была направлена не только на подробный обзор киноматериала, но и на то, чтобы через призму популярных фильмов познакомить слушателей с письменностью древних майя. В рамках своего выступления С.В. Вепрецкий сделал краткий экскурс в культурную традицию майя, дал общую характеристику иероглифической письменности и разобрал вопросы исследования иероглифических текстов древних майя.
Основной материал лекции продемонстрировал колоссальную работу автора по поиску примеров использования иероглифических знаков майя, в частности в таких фильмах как "Индиана Джонс и Королевство Хрустального черапа", "Чудо-женщина", "Конан-разрушитель", «"Годзилла против Конга", мультипликационного фильма "Дорога на Эльдорадо" и, конечно же "Апокалипсис" Мэла Гибсона, являющийся одним из редких художественных фильмов, непосредственно посвященных культуре древних майя.
Как показал С.В. Вепрецкий, примеров использования иероглифов в фильмах приключенческого жанра довольно много, причем в основном они должны создать антураж некой тайны, древнего загадочного памятника или артефакта, однако реальная смысловая нагрузка использованных иероглифов далека от контекста фильма. Лектор не поленился найти источники, к которым прибегли создатели фильмов для получения красивой картинки с иероглифическим знаками и действительно, в подавляющем большинстве примеров у отдельных иероглифов или фрагментов текстов есть реальные прототипы. Их значение конечно же ни коим образом не вписываются в сюжетную линию произведения. Как правило это фрагменты царских надписей, владельческих текстов, бумажных кодексов майя, изображения которых использовались реквизиторами без понимания их реального смысла, исключительно для создания "атмосферных" картинок.
Однако есть и исключения в этом правиле. Вышедший в 2023 г. художественный фильм "Чёрная пантера: Ваканда навеки" из киновселенной Marvel в одном из эпизодов демонстрирует качественно иной подход, при котором иероглифические надписи специально были созданы профессиональным художником под сюжетную линию фильма. Они не копируют реальный текст, а были записаны с нуля в хорошей классической палеографии майя, при этом являются не бессмысленным набором знаков, а связанным текстом, который перекликается с диалогами героев. Таким образом, мы видим, что при должном отношении к наполнению визуального ряда и щепетильности создателей фильма в этом вопросе можно добиться правильного по смыслу и грамотного по содержанию использования иероглифов древних майя в художественном кино.
Лекция С.В. Вепрецкого вызвала очень большой энтузиазм у присутствующих, среди которых были как студенты исторического факультет МГУ разных курсов, так и слушатели со стороны, интересующиеся предметом лекции. Лекция завершилась оживлённой дискуссией с обсуждением как фрагментов фильмов, так и общих аспектов культурной традиции майя, сопровождавшейся множеством вопросов, которые были заданы лектору.