Новости кафедры
25 ноября 2023 года к.иск., доцент кафедры всеобщей истории искусств Е.А. Ефимова выступила в Волго-Вятском филиале ГМИИ имени А.С. Пушкина – центре современного искусства “Арсенал” с публичной лекцией "Что такое маньеризм?", которая открыла параллельную программу к выставке "Названо Вазари. Маньеризм". Заключительная часть выставочной трилогии, которая вдохновлена фигурой Джорджо Вазари и посвящена сопоставлению между искусством старых мастеров и современным искусством, проходит в "Арсенале" с 24 ноября 2023 года по 24 марта 2024 года.
Термин "маньеризм" гораздо меньше знаком любителям искусства, чем готика или Возрождение. Он утвердился в истории искусства достаточно поздно — лишь в начале ХХ столетия — и до сих пор вызывает споры среди специалистов. Маньеризм – явление в истории культуры XVI века, которое одни исследователи считают частью эпохи Возрождения, а другие – самостоятельным периодом. Название "маньеризм" происходит от итальянского слова maniera ("манера", "стиль"), закрепившегося на страницах "Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих" Джорджо Вазари (1511–1574). Он характеризовал изобразительный язык искусства своего времени как "maniera moderna", то есть "современный стиль".
Середина — вторая половина XVI века, время расцвета маньеризма, — период нестабильности и потрясений, трансформации европейской цивилизации. Религиозный раскол, обозначившийся с началом Реформации в 1517 году, привел к существенному мировоззренческому сдвигу и религиозным и гражданским войнам, десятилетиями продолжавшимся на территории почти всей Западной Европы. Разочарование в идеалах гуманизма вызвало страстные поиски новых духовных ориентиров. Распространение принципов классического искусства за пределы Италии, массовое увлечение Античностью сочетались с критикой и опровержением ее идеалов, смелыми поисками новых художественных форм. Мыслители занимались выявлением законов искусства и созданием его теоретической базы, а художники сосредоточились на поиске и воплощении собственной манеры. Это был период рефлексии и прорывов, а также время, когда Джорджо Вазари дал название своей эпохе — маньеризм.
В этот период творили Мишель де Монтень, Уильям Шекспир и Мигель де Сервантес, Микеланджело, Тинторетто и Питер Брейгель Старший, Джулио Романо и Андреа Палладио, Эль Греко и Иниго Джонс. Тогда в искусстве непостижимым образом соединялись противоположности: утонченный спиритуализм и чувственность; рафинированная элитарность и поиски массовых народных форм; эклектизм, стремление следовать традиции и безудержное экспериментаторство; зрелищность и глубокий психологизм. В эпоху маньеризма начались масштабное градостроительство и формирование ландшафтного парка, зародились новые виды искусства — оперный и народный театр, складывались жанры живописи – пейзаж, натюрморт, бытовая картина и психологический портрет.
В своем выступлении Е.А. Ефимова, оттолкнувшись от определения, которое "отец истории искусства" давал слову "манера", попыталась разъяснить слушателям, что понимает под маньеризмом современная наука и какие дискуссии разворачивались по его поводу в историографии XVIII-XX веков.
Охарактеризовав сложную политическую и идеологическую обстановку в Европе XVI столетия, приведшую к крушению ренессансных ценностей, Елена Анатольевна очертила основные черты культуры маньеризма. К их числу относятся субъективность художественного видения, эксцентричность и оригинальность индивидуального стиля, культ частной жизни, элитарный характер искусства, рассчитанного на образованного и рафинированного заказчика. Представление об уникальности, но и одиночестве человеческой личности, свойственное той эпохе, обернулось изобретением психологического портрета и одновременно – отношением к человеку как почти неживому объекту аналитического изучения.
Большое внимание в лекции было уделено новому пониманию античной культуры, открытой в самых разнообразных ее проявлениях, а также противопоставлению между искусством и натурой. Представление о художнике как о нарушителе законов природы было одной из ключевых концепций, принятых в художественной практике и теории маньеризма, которая усиленно старалась кодифицировать законы искусства. Е.А. Ефимова охарактеризовала специфику религиозной живописи маньеризма: очертив ее задачи и выразительные возможности, лектор наглядно показала, почему она была отвергнута после Тридентского собора. Отдельной темой разговора стала интернациональная природа маньеризма, который, по мнению лектора, всё же стоит расценивать как явление, всецело принадлежащее Позднему Возрождению, поскольку его невозможно определить, не противопоставляя его культуре Ренессанса.
Предлагаем вашему вниманию видеозапись состоявшейся лекции:
Выставка "Названо Вазари. Маньеризм" следует за двумя предыдущими частями проекта – "Названо Вазари. Готика" и "Названо Вазари. Возрождение". В экспозиции представлены произведения европейских мастеров XVI – начала XVII веков и работы современных российских художников, черпавших вдохновение в маньеристическом искусстве.