Новости науки
Д.и.н., профессор кафедры истории южных и западных славян исторического факультета МГУ М.В.Дмитриев рассказал на портале "ПостНаука" о биографиях Мартина Лютера и Жана Кальвина, трех принципах Реформации и отношении к благодати в православии
В России привычно считать, что все, что касается изучения богословия и религиозных обрядов - удел тех кто занимается историей Церкви изнутри. К истории общества как такового это имеет косвенное отношение. Это неверный взгляд. Нынешние исторические исследования показывают все отчетливее, что если вы не умеете установить связи между особенностями собственно богословского учения и тем, как христианство живет в культуре, вы не понимаете на самом деле того, как вершится история.
Со школьных лет мы знакомы с темой Реформации в Европе. Этот сюжет драматичен и интересен. Его можно связать с биографиями ярких людей вроде Жана Кальвина, который сжег в Женеве Сервета, или Цвингли, который не согласился с Мартином Лютером в вопросе о понимании таинства евхаристии. Усилия Лютера и Кальвина слились в одном потоке, в том, что мы упрощающе сводим к трем принципам Реформации. Они хорошо передаются тремя латинскими формулами: sola fide, sola scriptura и sola gratia. Все три принципа отличаются по своему структурному наполнению, по происхождению, по логике от того, что мы находим в истории восточного христианства.
Что означает каждый из этих принципов, насколько Реформация способствовала разрушению христианства и формированию западного общества, почему борьба за высокие религиозные идеалы привела к морю крови - ответы на эти и другие вопросы вы узнаете из видеозаписи, которую мы предлагаем вашему вниманию: