Изучаемые предметы и формы занятий
В рамках занятий на курсах работа со слушателями ведется по нескольким направлениям:
Подготовка к дополнительному вступительному испытанию МГУ по истории, развитие навыков и умений для обучения на гуманитарных факультетах вузов:
Проводятся в большой (поточной) аудитории для всех слушателей, записавшихся на данный вид занятий. Формируют навыки восприятия информации на слух, написания конспектов, умения грамотно сформулировать вопрос лектору, позволяют упорядочить информацию по курсу истории России.
Отличительная черта лекций, предлагаемых школьникам историческим факультетом, - деление лекционного курса на несколько периодов, каждый из которых читает преподаватель, специализирующийся на изучении именно этого периода. Таким образом, слушатели курсов получают уникальную возможность не только окунуться в исследовательскую лабораторию ученого-историка, узнать о новейших достижениях и подходах к изучению различных исторических периодов, но и лично познакомиться с известными специалистами-историками.
Частота занятий - раз в неделю, 1,5 часа.
Проводятся в группах по 10-15 человек. Закрепляют информацию, полученную на лекциях, формируют навыки устного ответа, написания конспектов, умения грамотно формулировать вопросы и давать развернутые ответы как в устной, так и в письменной форме, позволяют упорядочить информацию по курсу истории России. На занятиях осуществляется индивидуальный контроль за процессом усвоения абитуриентом необходимой информации и получением необходимых навыков работы с ней.
Частота занятий - раз в неделю, 1,5 часа.
Проводятся в группах по 10-15 человек. Занятия курса проводятся по специальной программе рассчитанной на два учебных года по 8 месяцев. В первый год внимание уделяется усвоению фактического материала, отрабатывается навыки устного ответа, систематизации информации, поиск причинно-следственных связей и навыки работы с историческим источником. Слушатели работают с периодом истории России IX – XVIII вв. Второй год подготовки ориентирован на практическое применение своих знаний и практическом выполнении заданий ЕГЭ и ДВИ. Изучаемый материал второго года: История России XIX – XXI вв. На занятиях осуществляется индивидуальный контроль за процессом усвоения абитуриентом необходимой информации и получением необходимых навыков работы с ней.
Частота занятий - раз в неделю, 1,5 часа.
- от древности до конца XVI века (октябрь-ноябрь),
- всеобщая и отечественная история XVII-XVIII вв. (декабрь-январь),
- всеобщая и отечественная история XIX века (февраль-март),
- всеобщая и отечественная история ХХ века (апрель-май).
Слушатели получат основную информацию о типах заданий, методике их оценивания, изменениях на текущий учебный год, под руководством педагога-эксперта ЕГЭ разберут задания и варианты их выполнения за прошлые годы, научатся самостоятельно выполнять эти задания, оценивать возможные «риски», связанные с потерей баллов, и избегать этих рисков.
Читается курс «История русского искусства» (архитектура, скульптура, живопись, графика). Программа курса подразумевает знакомство абитуриентов с историей русского искусства в соответствии с периодизацией, начиная с периода Киевской Руси, заканчивая первой половиной ХХ века, знакомство с ключевыми памятниками искусства и архитектуры, с основной проблематикой и терминологией. Лекции формируют навыки восприятия информации на слух, написания конспектов.
Частота занятий - раз в неделю, 1,5 часа.
Список рекомендованной литературы:
Учебники
- Алленов М.М., Лифшиц Л.И. Русское искусство X-XIX вв. - М., 1989;
- Или - История русского и советского искусства. Учебник под ред. Д.В.Сарабьянова. - М., 1989;
- Или - Ильина Т.В. Русское и советское искусство. - М., 1989 (переиздавался несколько раз, всегда можно купить)
- Лифшиц Л.И. Русское искусство X-XVII вв. - М., 2000;
- Ильина Т.В. Русское искусство XVIII в. - М., 1999;
- Алленов М.М. Русское искусство XVIII - начала XX века. - М., 2000. (Переиздание 2008);
- Сарабьянов Д.В. История русского искусства второй половины XIX века. - М.: МГУ, 1989;
- Сарабьянов Д.В. История русского искусства кон. XIX - начала ХХ в. - М.: МГУ, 1993;
- Степанян Н.С. Искусство России ХХ века: Взгляд из 90-х. - М.: Эксмо-пресс", 1999;
- Обязательно: История русской архитектуры / Под общей ред. Ю.С.Ушакова. - СПб., 1994 (или в другой редакции)
Закрепляют информацию, полученную на лекциях, формируют навыки устного ответа, навыки описания и анализа памятников архитектуры и искусства, умения грамотно формулировать вопросы и давать развернутые ответы как в устной, так и в письменной форме, позволяют упорядочить информацию по курсу истории русского искусства. На занятиях осуществляется индивидуальный контроль за процессом усвоения абитуриентом необходимой информации и получением необходимых навыков работы с ней.
Частота занятий - раз в неделю, 1,5 часа.
Список рекомендованной литературы:
Учебники
- Алленов М.М., Лифшиц Л.И. Русское искусство X-XIX вв. - М., 1989;
- Или - История русского и советского искусства. Учебник под ред. Д.В.Сарабьянова. - М., 1989;
- Или - Ильина Т.В. Русское и советское искусство. - М., 1989 (переиздавался несколько раз, всегда можно купить)
- Лифшиц Л.И. Русское искусство X-XVII вв. - М., 2000;
- Ильина Т.В. Русское искусство XVIII в. - М., 1999;
- Алленов М.М. Русское искусство XVIII - начала XX века. - М., 2000. (Переиздание 2008);
- Сарабьянов Д.В. История русского искусства второй половины XIX века. - М.: МГУ, 1989;
- Сарабьянов Д.В. История русского искусства кон. XIX - начала ХХ в. - М.: МГУ, 1993;
- Степанян Н.С. Искусство России ХХ века: Взгляд из 90-х. - М.: Эксмо-пресс", 1999;
- Обязательно: История русской архитектуры / Под общей ред. Ю.С.Ушакова. - СПб., 1994 (или в другой редакции)
Экспресс курс подготовки абитуриентов к выпускным экзаменам и дополнительному вступительному испытанию МГУ по истории. На занятиях формируются навыки устного ответа, написания конспектов, умения грамотно формулировать вопросы и давать развернутые ответы как в устной, так и в письменной форме, позволяют упорядочить информацию по курсу истории России. На занятиях осуществляется индивидуальный контроль за процессом усвоения абитуриентом необходимой информации и получением необходимых навыков работы с ней.
Частота занятий - раз в неделю, 3 часа.
Летние экспресс курсы предназначены для абитуриентов программ бакалавриата гуманитарных факультетов МГУ, при поступлении на которые предусмотрено ДВИ по истории, а также для поступающих на направление "История искусств" исторического факультета МГУ.
Частота занятий - каждый день по 6 академических часов (по 3 занятия длительностью 1 ч. 30 мин. с перерывом).
Подготовка к участию в олимпиадах по истории:
Специально разработанный курс подготовки слушателей к участию в Олимпиадах школьников по истории в период проведения отборочных испытаний. (Всероссийская олимпиада школьников по истории, олимпиады "Ломоносов", "Покори Воробьевы горы"). Под руководством преподавателей, имеющих большой опыт организационной и методической работы на олимпиадах, слушатели курса разберут задания и варианты их выполнения за прошлые годы, научатся самостоятельно выполнять основные виды олимпиадных заданий (историческое эссе, исторический проект, различного рода тесты, устное выступление).
Частота занятий - 1 раз в неделю, 3 часа по субботам.
Подготовка к ЕГЭ и ДВИ по истории, обществознанию и русскому языку:
Настоящий курс направлен на повторение слушателями основных особенностей культурного процесса и ключевых тенденций развития отечественной культуры и связанных с ними основных событий и имен. Курс будет полезен при подготовке к выполнению заданий по культуре в формате ЕГЭ и ДВИ. Курс рассчитан на 20 академических часов. Частота занятий – раз в неделю (по субботам) с 19:15 до 20:45.
Частота занятий – раз в неделю (по субботам) с 19:15 до 20:45.
Курс русского языка для одиннадцатиклассников рассчитан на один учебный год (8 месяцев, 2 семестра, 32 занятия по 4 академических часа = 128 часов). Каждое занятие состоит из двух частей. На занятиях будут рассматриваться все задания, входящие в 1 часть ЕГЭ, в свете изменений в структуре и содержании экзамена по русскому языку. Особое внимание будет уделено работе над сочинением-рассуждением (часть 2). Первая половина занятия посвящена работе над сочинением: рассматривается схема экзаменационного сочинения, анализируются тексты, аналогичные экзаменационным. Учащиеся учатся находить проблему, поставленную автором текста, и его позицию по ней, учатся писать комментарий к проблеме и находить аргументы к собственной позиции по проблеме. Параллельно с работой по содержанию сочинения идёт работа и по оформлению текста экзаменационной работы: выполняются упражнения по орфографии и пунктуации, а также по нахождению логических, грамматических и речевых ошибок. Вторая часть занятия посвящена изучению тем, необходимых для выполнения 1 части экзаменационной работы. В это время повторяются основные темы курса русского языка, необходимые для сдачи ЕГЭ. Порядок повторения во многом повторяет логику экзаменационной работы: вначале идёт курс фонетики и орфоэпии, затем лексики, морфологии и орфографии, синтаксиса и пунктуации, стилистики. На занятии выполняется большое количество заданий, аналогичных заданиям на ЕГЭ. Работа проходит по группам. В систему занятий входит обязательное домашнее задание, выполнение которого контролируется еженедельно. В начале и в конце первого семестра, а также в конце второго проходят проверочные работы в формате ЕГЭ.
Частота занятий - раз в неделю, 3 часа.
Список рекомендованной литературы:
- ЕГЭ-2023. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. 36 вариантов. / Под ред. И.П.Цыбулько и Р. А. Дощинского. - М.: Национальное образование, 2022.
- Скрипка Е.Н. ЕГЭ 2022. Русский язык. Тренажёр. Пунктуация. - М.: Экзамен, 2022.
- Скрипка Е.Н. ЕГЭ 2022. Русский язык. Тренажёр. Подготовка к написанию сочинения. - М.: Экзамен, 2022.
Подготовка к ОГЭ:
На занятиях будет проводиться комплексная подготовка слушателей к Основному государственному экзамену (ОГЭ), участию в олимпиадах школьников. Помимо этого будут отрабатываться навыки письменного и устного ответа, систематизированы знания по истории России. На занятиях осуществляется индивидуальный контроль за процессом усвоения слушателями необходимой информации и получением необходимых навыков работы с ней.