Новости кафедры
17 октября 2023 года в рамках семинара "Описание и анализ памятников" первокурсники-искусствоведы вместе с к.иск., доцентом М.А. Лопуховой побывали в музее-мастерской Лазаря Гадаева (1938–2008). Сын скульптора, поэт Константин Гадаев, рассказал гостям о жизни и творчестве своего отца – детстве, проведенном в Северной Осетии, поступлении в Суриковский институт и ученичестве у Матвея Манизера, ранней карьере, строительстве мастерской в Хамовниках, работе над памятниками А.С. Пушкину и О.Э. Мандельштаму и над монументальными скульптурами для разных городов мира. Перед студентами развернулись не только судьба художника и внушительная галерея его работ, но и реалии московского быта 1960-1990-х годов, характерные эпизоды художественной жизни, портреты друзей Гадаева – живописцев и историков искусства.
Особое место в этой беседе заняло обсуждение мира образов Лазаря Гадаева и лейтмотивов его творчества, их соотношение с ключевыми сюжетами мировой культуры и с главными темами, с которыми работает скульптура как вид искусства. Константин Гадаев много говорил о требовательном отношении скульптора к сути художественного образа, в котором непременно должна быть найдена и почувствована внутренняя жизнь, об истоках художественного видения своего отца. Укорененное в народных ремеслах Кавказа и монументальном образе его природы, на протяжении всей жизни оно обогащалось чутким вниманием к искусству старых мастеров и мастеров модернизма, к выразительным возможностям манеры великих, от Джотто и Рембрандта до Альберто Джакометти.
Будущие искусствоведы имели возможность взять в руки скульптуры, почувствовать объем, вес и поверхность бронзовых отливок, в буквальном смысле на ощупь ощутить, как происходит рождение формы, увидеть, как она живет в пространстве, как пластика тела может стать выразителем не только внутреннего состояния человека или животного, но даже состояния ландшафта вокруг него. Для большинства ребят наследие Лазаря Гадаева стало открытием, для некоторых же, наоборот, большой радостью оказалось вспомнить предыдущие опыты знакомства с ним – например, на недавней выставке в Абрамцево, где скульптуры мастера экспонировались на открытом воздухе. Студенты охотно задавали вопросы и делились своими наблюдениями и впечатлениями от увиденного.
Первое, на что я обратила внимание при входе в мастерскую Лазаря Гадаева, – масса свободного пространства и воздуха, второе – множество скульптур повсюду. Фигуры на полках, подставках, стеллаже хоть и стоят близко, смотрятся крайне органично и не спорят друг с другом, а наоборот, создают цельную композицию, в которой хочется рассматривать каждый ее элемент. Скульптуры мастера хочется трогать, чтобы осязательно ощутить движение массы, ее фактурную поверхность, проследить плавные линии. Расположение некоторых произведений во дворе стало для меня небольшим открытием – настолько гармонично смотрятся работы Гадаева в окружении природы. Также интересен тот факт, что творчество Гадаева действительно не получается отнести к какому-либо «-изму» – конкретному стилю или направлению. Но особенно удивительно то, что автор во всех работах как бы остается верен себе, придерживается единой линии в течение всего творческого пути. У всех его произведений есть единый характер, общая внутренняя энергия, за всеми ними чувствуется душа скульптора. Это не делает работы единообразными, но наличие какого-то общего для всех его творений характера совершенно необычно и непривычно, учитывая, что, как правило, художники и скульпторы в течение жизни «мечутся» и создают самые разные работы, не соответствующие духу их творчества. |
Сто лет назад, 21 января 1924 года, умер основатель и первый руководитель советского государства Владимир Ульянов (Ленин). Почему после тяжелой болезни большевистского вождя изолировали соратники по партии? Зачем незадолго до смерти Ленин заставил Сталина извиняться и мстил ли тот ему за это? Кто решил не хоронить Ленина, а забальзамировать его и выставить на публичное обозрение? Почему в 1920-х годах проиграл Троцкий, а преемником Ленина стал Сталин? Обо всем этом «Ленте.ру» рассказал к.и.н., доцент кафедры истории общественных движений и политических партий исторического факультета МГУ А.В. Гусев.
|