Новости кафедры
28-29 января 2023 года в рамках проекта “Арт-лекторий” студенты-искусствоведы совершили путешествие в город Нижний Новгород. Основной целью поездки стала кураторская экскурсия по выставке “Названо Вазари. Возрождение”, которая открыта в нижегородском центре современного искусства “Арсенал”(Волго-Вятский филиал ГМИИ имени А.С. Пушкина). Беседу в экспозиции вела к.иск., начальник отдела стратегии регионального развития Пушкинского музея Д.Д. Колпашникова.
В ходе экскурсии сокуратор выставки Дарья Дмитриевна поделилась предысторией проекта, деталями его подготовки, принципами отбора и сопоставления предметов – подлинников из коллекции Пушкинского музея и работ современных художников, которые пребывают в диалоге с мастерами Ренессанса. Она рассказала об архитектуре выставки, созданной Александром Бродским, и об особенностях застройки, прокомментировала концепцию и кураторские решения, которые принадлежат ей и Екатерине Кочетковой. Приятным сюрпризом стала встреча на экспозиции с художниками Егором Плотниковым и Евгенией Буравлевой, которые коротко представили ребятам свои пейзажи, соседствующие с произведениями ренессансных мастеров.
Накануне некоторые студенты приняли участие в мероприятиях образовательной программы, сопровождающей проект, – в артист-токе “Зачем художникам Возрождение?". В ходе дискуссии Егор Плотников, Евгения Буравлева и Александра Митлянская, чьи видеоработы также представлены на выставке, обсуждали с Дарьей Колпашниковой вопросы старого и нового художественного образования, отношение современных художников и художественных практик к старому искусству, к проблеме традиции и преемственности, а также поговорили об их личном отношении к мастерам Возрождения и о том, как они впервые знакомились с ренессансным искусством.
Вторым большим событием этой поездки стал визит в отреставрированную студию “Тихая”. Её основатель художник Артём Филатов и главный куратор Алиса Савицкая подробно рассказали об истории мастерской, которая является одной из главных точек притяжения на карте современного искусства в Нижнем Новгороде, о принципах ее организации и о том, как она, став полноценной художественной институцией со своим штатом сотрудников, архивом и выставочной политикой, существует и действует сегодня, а также коснулись вкратце истории нижегородского уличного искусства. Затем они прокомментировали проходившую в мастерской выставку “Оригинала нет”, посвященную тиражному искусству и разнообразным художественным практикам, в которых оно может быть задействовано.
В свободное время студенты в соответствии со своими научными и творческими интересами знакомились с архитектурным ансамблем города, его средневековыми храмами и монастырями, постоянными коллекциями и временными выставками Нижегородского государственного художественного музея, Музеем фотографии, побывали на экскурсии историка Антона Марцева по “Заповедным кварталам”.
Участники поездки а также посетили некоторые центры современного искусства. В их числе была одна из главных нижегородских галерей – галерея “FUTURO”, которую ребятам показали ее директор Анастасия Панова и сотрудница Варвара Боут. Целью визита стал не осмотр выставки, поскольку в галерее идет реэкспозиция, а знакомство с самим выставочным пространством, его прошлым и настоящим. “FUTURO” располагается в доходном доме конца XIX века, который после революции то пустовал, то использовался как склад или кинотеатр, в 1990-е годы неоднократно горел. Изначальное роскошное оформление стен перекрашивалось, разрушалось или было скрыто за фанерой. Сегодня интерьер, наоборот, раскрыт и показывает будто бы срез истории города. В то же время это необычное место никогда не бывает нейтральным фоном для выставки, а призывает современных художников к активному взаимодействию: это и стало главной темой в дискуссии студентов и сотрудников галереи.
В поездке студентов сопровождали заместитель заведующего кафедрой всеобщей истории искусств, к.иск., доцент М.А. Лопухова, к.иск., доцент той же кафедры Т.П. Кишбали и к.и.н., с.н.с. кафедры истории южных и западных славян А.А. Ждановская. Небольшое путешествие познакомило ребят не только с замечательным городом, который обладает богатым и пестрым историческим наследием, но и с его актуальной художественной жизнью, основными институциями, которые изучают и экспонируют современное искусство.
В музее “Арсенал” в Нижнем Новгороде проходит прекрасная, необычная и концептуальная, выставка “Названо Вазари. Возрождение” - отдельный повод для посещения Нижнего Новгорода. Мы приехали из Москвы специально на эту выставку и кураторскую экскурсию Дарьи Колпашниковой. И выставка, и экскурсия произвели большое впечатление. Во-первых, поразило пространство “Арсенала” и его концептуальное оформление для выставки, создающее ощущение путешествия в глубь веков и позволяющее по-новому взглянуть на памятники эпохи Возрождения и произведения современного искусства. Во-вторых, хотелось бы отметить замечательный отбор работ, которые в основном находятся в запасниках ГМИИ имени Пушкина и очень редко доступны для осмотра. В данном случае они не только прекрасно представлены, но и интересно скомбинированы с работами современных художников и скульпторов. Тем самым кураторы наглядно демонстрируют актуальность идей мастеров эпохи Возрождения вплоть до нашего времени. Замечательно, что такие выставки проводятся в разных городах России, становясь центром притяжения и поводом для путешествий и расширения кругозора. Очень надеюсь побывать на третьей выставке цикла “Названо Вазари” и с нетерпением жду публикации каталога. Большое спасибо кураторам выставки, и особенно Дарьей Колпашниковой, за этот незабываемый опыт и руководству “Арсенала” за поддержку подобных мероприятий и помощь в организации экскурсии для студентов МГУ имени М.В. Ломоносова. |
Организаторы “Арт-лектория” выражают огромную благодарность за помощь и поддержку основательнице и директору ГЦСИ “Арсенал” Анне Марковне Гор и всей её команде, особенно Елене Беловой, Евгению Алимову и Александру Курицыну; студии “Тихая”, галерее “Futuro” и Полине Толоковой.
Сто лет назад, 21 января 1924 года, умер основатель и первый руководитель советского государства Владимир Ульянов (Ленин). Почему после тяжелой болезни большевистского вождя изолировали соратники по партии? Зачем незадолго до смерти Ленин заставил Сталина извиняться и мстил ли тот ему за это? Кто решил не хоронить Ленина, а забальзамировать его и выставить на публичное обозрение? Почему в 1920-х годах проиграл Троцкий, а преемником Ленина стал Сталин? Обо всем этом «Ленте.ру» рассказал к.и.н., доцент кафедры истории общественных движений и политических партий исторического факультета МГУ А.В. Гусев.
|