Новости кафедры
29 марта 2021 года на историческом факультета МГУ прошел онлайн-круглый стол "Преподавание зарубежной историографии в XXI веке: в поисках новых подходов", состоявшийся в рамках проекта "Ключевые проблемы новейшей истории в оценках современной историографии". Организатором мероприятия выступила секция историографии кафедры новой и новейшей истории, а в качестве модераторов – её сотрудники: д.и.н., профессор А.Ю. Ватлин и м.н.с. П.Ю. Князев.
Участники круглого стола обсудили опыт преподавания историографии нового и новейшего времени, а также методологии исторической науки студентам-гуманитариям, подняли проблемы внедрения в учебный процесс новейших подходов и свежего историографического материала, трудов по методологии истории.
Первый блок прозвучавших докладов был посвящен особенностям преподавания историографии на гуманитарных факультетах вузов.
Д.и.н., профессор кафедры новой и новейшей истории исторического факультета МГУ Л.В. Байбакова в своём выступлении "Традиции и современные проблемы преподавания историографии на кафедре новой и новейшей истории" прокомментировала традициям преподавания историографии на кафедре новой и новейшей истории. Лариса Вилоровна подчеркнула, что становление этих традиций относится к послевоенному времени, когда благодаря усилиям И.С. Галкина (1898-1990), И.П. Дементьева (1925-1998), А.Д. Колпакова (1932-1978) и А.И. Патрушева (1946-2006) на кафедре были созданы обширные курсы по историографии, заложены основные принципы преподавания истории исторической науки, которые не теряют актуальности и в наши дни.
Предлагаем вашему вниманию аудиозапись состоявшегося доклада:
нажмите на значок "пуск" в экране плеера для прослушивания аудиозаписи
Д.и.н., заведующий кафедрой методики преподавания истории и обществоведческих дисциплин ЯГПУ имени К.Д. Ушинского, профессор А.Б. Соколов в выступлении "Преподавание историографии в педагогическом университете: современные вызовы и неочевидные ответы" поделился опытом преподавания историографии в педагогическом вузе. Докладчик отметил, что с 1970-х годов, стараниями выдающегося историка А.И. Данилова (1916-1980) курсы историографии были внедрены в программу подготовки педагогов – преподавателей истории, что существенно расширило их кругозор и способствовало формированию у них навыков критического мышления. В настоящее время принципы преподавания историографии в педагогических вузах совершенствуются, к примеру на фоне "лингвистического поворота" в исторической науке при преподавании историографии уделяется большое внимание самому языку исторических произведений.
Предлагаем вашему вниманию аудиозапись состоявшегося доклада:
нажмите на значок "пуск" в экране плеера для прослушивания аудиозаписи
Д.и.н., профессор кафедры новой и новейшей истории исторического факультета МГУ И.Е. Андронов в докладе "Систематизация как проблема преподавания историографии" осветил особенности преподавания историографии раннего Нового времени. Илья Евгеньевич отметил, что традиционный подход к рассмотрению историографии как "суммы" национальных историографий не всегда продуктивен, так как в Европе XVI-XVIII столетий историческая литература нередко выходила за рамки национальных границ. Выступающий отметил "космополитичность" европейской историографии данного периода, для которой длительное время "языком диалога" служил латинский язык. Признание данного фактора, а также выделение церковной историографии в качестве полноправного участника диалога, может усовершенствовать процесс преподавания историографии раннего Нового времени и показать сложность развития европейского историописания.
Предлагаем вашему вниманию аудиозапись состоявшегося доклада:
нажмите на значок "пуск" в экране плеера для прослушивания аудиозаписи
Д.и.н., доцент Омского государственного университета имени Ф.М. Достоевского С.Б. Крих в выступлении "«Переоткрытие себя»: как знание отечественной историографии мешает / помогает преподавать зарубежную" рассмотрел взаимосвязь между зарубежной и отечественной историографией; он отметил важность именно такой постановки проблемы, подчеркнув их тесную зависимость друг от друга. По мнению Сергея Борисовича, любой преподаватель историографии сталкивается с проблемой обобщений ("генерализаций"), однако их нельзя отвергать – некоторые обобщения имеют "инструментальный" характер и полезны, в то время как иные лишь затрудняют понимание исторических процессов.
К.и.н., доцент кафедры всеобщей истории ОмГУ О.В. Метель в сообщении "Отечественная историография новой истории стран Запада: опыт преподавания" сделал акцент на трудностях преподавания историографии в современных вузах. В качестве возможного решения Ольга Владимировна отметила роль новаторских учебных пособий.
После пяти докладов участники круглого стола обсудили прозвучавшие идеи и предложения, а также поделились своим преподавательским опытом.
Декан факультета истории и международных отношений Брянского государственного университета, д.и.н., профессор С.В. Артамошин затронул схожую проблему преподавания, что и О.В. Метель. Докладчик указал на сложность восприятия студентами историографических концепций, которая может быть преодолена путем осторожных и грамотных обобщений.
К.и.н., доцент Северного (Арктического) федерального университета Р.Ю. Болдырев выделил две сложности в преподавании зарубежной историографии. Во-первых, программа охватывает материал лишь нескольких крупнейших стран – Великобритании, США, Франции и Германии, и из поля зрения студентов выпадает ценный историографический материал. Другая крайность – это обращение к "модным" историографическим тенденциям без страновой привязки. Между этими крайностями нужно выбрать "золотую середину", а также уделить особое внимание преподаванию иностранных языков - в этом, по мнению докладчика, и состоит главное условие знакомства с новациями зарубежной историографии.
Чл.-корр. РАН, д.и.н., руководитель Центра интеллектуальной истории и Отдела историко-теоретических исследований ИВИ РАН Л.П. Репина охарактеризовала особенности преподавания истории исторического знания (которое не совсем тождественно историографии). По ее мнению, развитие любого знания тесно связано с "научными революциями", контекст каждой из которых необходимо учитывать при рассказе об исторических концепциях разных эпох. В преподавании историографии она отметила важность единства теории и практики, знаний и умений, необходимость показать сам процесс становления нового знания.
После промежуточной дискуссии участники круглого стола выслушали еще три доклада.
Заведующий кафедрой всеобщей истории и международных отношений Ивановского государственного университета, д.и.н., доцент В.Л. Черноперов, посвятил свое выступления теме "Западные интеллектуалы глазами российских студентов: проблемы восприятия в методологическом контексте". Он отметил важность обмена опытом между университетами, роль экспертных площадок по преподаванию историографии всеобщей истории (например, в БФУ имени И. Канта и в Вологодском государственном университете). Взаимодействие экспертов может помочь решению насущных вопросов преподавания историографии (сокращения часов на ее преподавание, а также перехода к уровню "творческой лаборатории" на ступенях бакалавриата и магистратуры).
Сообщения д.и.н., профессора кафедры новой и новейшей истории исторического факультета МГУ А.Ю. Ватлина "Особенности преподавания курса историографии новейшей истории студентам магистратуры" и м.н.с. лаборатории новой и новейшей истории стран Европы и Америки исторического факультета МГУ П.Ю. Князева "Курс современной историографии: подходы к преподаванию и перспективы развития" были связаны с проблематикой преподавания современной историографии на историческом факультете. Выступающие выделили три ключевых принципа: обновление методики преподавания историографии, постоянное и своевременное "внедрение" новейшей литературы в процесс обучения, а также интерактивность курсов, позволяющую развить у студентов эвристические навыки. Докладчики поделились со слушателями своим опытом преподавания современной историографии и обновления посвященных ей курсов и модулей на кафедре новой и новейшей истории.
Вторую часть выступлений завершили итоговая дискуссия и презентация программ новых учебных курсов по историографии новейшей истории.
В ходе состоявшегося обсуждения опытом преподавания историографии всеобщей истории поделились: начальник научно-технического отдела ОмГУ А.И. Клюев, д.и.н., профессор КемГУ О.Э. Терехов, д.и.н., профессор кафедры методики преподавания истории и обществоведческих дисциплин ЯГПУ им. К.Д. Ушинского О.С. Нагорная, д.и.н., профессор, заведующая кафедрой всеобщей истории и методики преподавания истории и обществоведения ВГСПУ Т.В. Евдокимова.
В работе круглого стола приняли участие более 40 докладчиков и слушателей из Москвы, Ярославля, Иванова, Брянска, Волгограда, Омска, Архангельска, Кемерово, Караганды и других городов России и Казахстана.
Сто лет назад, 21 января 1924 года, умер основатель и первый руководитель советского государства Владимир Ульянов (Ленин). Почему после тяжелой болезни большевистского вождя изолировали соратники по партии? Зачем незадолго до смерти Ленин заставил Сталина извиняться и мстил ли тот ему за это? Кто решил не хоронить Ленина, а забальзамировать его и выставить на публичное обозрение? Почему в 1920-х годах проиграл Троцкий, а преемником Ленина стал Сталин? Обо всем этом «Ленте.ру» рассказал к.и.н., доцент кафедры истории общественных движений и политических партий исторического факультета МГУ А.В. Гусев.
|