Новости исторического факультета
13 января 2023 года заместитель заведующего кафедрой всеобщей истории искусств, к.иск., доцент М.А. Лопухова выступила в Центре современного искусства "Арсенал" (Волго-Вятском филиале ГМИИ имени А.С. Пушкина) с публичной лекцией "Ренессанс: возрождение античности, рождение современности".
Обзорная лекция открыла событийную программу к выставке "Названо Вазари. Возрождение" – второй части экспозиционной трилогии, задуманной директором Арсенала Анной Гор и кураторами Дарьей Колпашниковой и Екатериной Кочетковой как сопоставление между подлинниками из коллекции Пушкинского музея и работами современных художников.
Центральной темой стал один из главных парадоксов ренессансной культуры – её стремление подражать античности, то есть обращение к прошлому, и одновременно – острое чувство современной жизни. Освоение классики было для итальянских художников не столько самоцелью, сколько средством, с помощью которого они приближались и к натуре, и к идеалу. Лучший пример классического чувства формы и, в то же время, свободы от копирования античного образца дает творчество основателей флорентийского Возрождения – Донателло, Брунеллески и Мазаччо. Именно их произведениями в лекции были в основном проиллюстрированы те художественные принципы, которые сформировались в искусстве раннего Возрождения.
В новости использованы фотографии Александра Воложанина
Кроме того, ключевым значением для художника раннего Ренессанса обладал адресат его искусства – зритель: архитектура соотносила себя с пропорциями человеческого тела и воспитывала в нем гармоничный дух, живопись учитывала положение зрителя в пространстве и его повседневный опыт, и визуальный, и бытовой. В частности, во флорентийской живописи XV века наглядно отразилась современная зрелищная культура и практики благочестия, о чем было рассказано на примере фресок Беноццо Гоццоли в капелле Волхвов флорентийского палаццо Медичи и серии алтарных картин с изображением сцены Благовещения. Также внимание было уделено такой проблеме, как актуализация священной истории – то есть помещению библейских сюжетов в современный антураж, а подчас даже в актуальный политический контекст, и специфике ренессансного художественного патроната.
Тем не менее, античность была для эпохи Возрождения незаменимым поставщиком образов и идей, без которых почти нельзя было обойтись в политической риторике и культуре памяти, при украшении загородного дома, брачного покоя и даже церковного интерьера, а свежие археологические открытия незамедлительно находили отражение в искусстве, делая его актуальным. Как художники наделяли новыми смыслами языческие мотивы в религиозном искусстве, было показано на примере творчества Мантеньи, Доменико Гирландайо и Филиппино Липпи, а как менялось отношение к мифологическим сюжетам в живописи Возрождения, лектор рассказала на примере живописи свадебных сундуков-кассоне, работ Сандро Боттичелли, Рафаэля и его мастерской и Тициана.