Новости исторического факультета
12 февраля 2020 года студенты, аспиранты и преподаватели кафедры истории России XIX века – начала XX века исторического факультета МГУ по приглашению режиссёра-постановщика спектакля "Государственный переворот" заслуженной артистки России Е.А. Олениной побывали в Малом театре (сцена на Большой Ордынке) и посмотрели драму, поставленную по одноименной пьесе С.Ю. Рыбаса и Е.С. Рыбас.
Действие спектакля "Государственный переворот" разворачивается вокруг одного из самых сложных и противоречивых эпизодов в истории нашей страны – политического кризиса конца 1916 – начала 1917 годов, закончившегося отречением Николая II от престола. До сих пор вопросов, касающихся этого события, гораздо больше, чем ответов. Некоторые их них истфаковцы обсудили в ходе встречи с режиссёром и актёрами после окончания спектакля.
Участники постановки интересовались мнением не просто зрителей, но и специалистов, которые изучают эту эпоху и пишут по ней свои исследования. Студенты кафедры отметили, что император, императрица, А.И. Гучков, А.Д. Протопопов и другие политические и военные деятели, выглядели, скорее, не государственными деятелями и политиками, но обычными людьми с простыми человеческими проблемами, обремененными теми сложностями, с которыми их сталкивает власть и ответственность за судьбы людей.
Своими впечатлениями от увиденного на сцене и оценками того, насколько представленные образы совпадают с реальными личностями, вовлеченными в бурные политические процессы более века назад, поделились д.и.н., доцент Ф.А. Гайда, заместитель декана по научной работе, к.и.н., доцент Д.А. Андреев и аспирант А. Томилин.
Святослав Юрьевич Рыбас давно занимается исторической публицистикой, он автор книг о Сталине, Столыпине, Шульгине, генерале Кутепове и других исторических деятелях ХХ века. Пьеса "Государственный переворот" написана по мотивам его же книги "Заговор верхов, или Тотальный переворот" - исследования событий февраля 1917 года:
Я ничего не выдумывал, а лишь анализировал и сопоставлял источники, изучал биографии заговорщиков - генерала Рузского, лидера октябристов Гучкова, миллионера-старовера Коновалова и других, их привычки и наклонности. Пьеса начинается с ужина в кабинете в гостинице "Астория", Гучков и Родзянко за столом, Коновалов играет на рояле. И здесь же, в "Астории", начинает раскручиваться заговор...Елена Александровна Оленина, режиссер-постановщик:
Эта пьеса для меня не просто историческая драма, но и попытка исторического анализа. Царь перед самой смертью вспоминает, что в его жизни было так, а что не так, как он вел себя в последние годы. В списке действующих лиц два царя - до отречения и уже отрекшийся. Первый - еще борющийся, надеющийся на лучшее, второй - согрешивший, сломленный...