23 октября 2020 года д.и.н., профессор кафедры новой и новейшей истории О.Е. Петрунина выступила с докладом на тему "Россия и русские в греческих школьных учебниках" в рамках секции исторических наук ежегодной научной конференции Московского университета "Ломоносовские чтения".
В последние годы во многих европейских странах происходят значимые изменения в системе образования: меняется продолжительность обязательного школьного обучения, набор преподаваемых предметов, пересматриваются некоторые традиционные ценности. Все это находит отражение в новом поколении школьных учебников, которые должны подготовить юных граждан не только к поступлению в вузы, но и вообще к жизни в условиях современного мира. В связи с этим огромное политическое и культурное значение имеет вопрос о том, какой образ нашей страны и нашего народа складывается у европейских школьников, обучающихся по учебникам нового поколения: будет ли для них Россия дружественной или враждебной, культурно и идейно близкой или чужой, передовой или отсталой, мировой державой или страной, отстраненной от мировой политики?
В своем докладе О.Е. Петрунина представила результаты анализа линейки современных школьных учебников Греции по всем предметам от биологии до религиозного воспитания. В ходе проведенного исследования выяснилось, что учебники по географии содержат досадные ошибки, неточности, транслируют устаревшие стереотипы, но в целом создают положительное впечатление о стране. Учебники по курсам музыкальной и художественной культуры явно недооценивают вклад российских композиторов, художников и других деятелей искусств в мировую художественную культуру. Подобным же образом обстоит дело и с российской наукой.
Однако русской литературе уделяется гораздо больше внимания, особенно творчеству Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского и А.П. Чехова, которые входят в число самых популярных зарубежных писателей в Греции. Это, как отметила О.Е. Петрунина, единственная сфера культуры, в которой нашей стране отведено достойное место.
Больше всего внимания России уделяется в курсе истории. Из него складывается неоднозначное впечатление о России: симпатии к древнерусскому государству сменяются настороженным отношением к России Нового времени, хотя факт принятия "гостеприимной Россией" греческих эмигрантов в XVII–XVIII вв. оценивается положительно. Особое внимание в учебниках истории уделено отношению нашей страны к национально-освободительной борьбе греков. Оно раскрывает установку авторов учебников, среди которых крупнейшие историки Греции, снизить роль России в процессе становления греческой государственности путем замалчивания ряда исторических фактов, искажения других, трактовки спорных моментов в невыгодную для имиджа России сторону. Эта же тенденция прослеживается в освещении роли России в событиях общеевропейской и мировой значимости. Но к событиям после 1917 г. (Россия и СССР теперь становятся синонимами) авторы учебников относятся с большей симпатией, чем к царской России. Очень взвешенные оценки даются сложным периодам нашей истории, таким, как эпохи Сталина и Горбачева.
О.Е. Петругина заключает, что такой образ России и нашего народа, создаваемый в греческих школьных учебниках, не является чем-то неожиданным: три четверти средств на подготовку и издание учебников Греция получает от Евросоюза и потому должна воспитывать подрастающее поколение в духе современных европейских ценностей, а не исторической объективности и справедливости.
Результаты проведенного исследования отражены в статье О.Е. Петруниной "Образ России в национальном образовании Греции", опубликованной в журнале "электронном вестнике "Государственное управление"" (№78, 2020 год).