20 февраля 2025 года к.и.н., ст. преподаватель кафедры истории России до начала XIX века исторического факультета МГУ А.В. Носов выступил перед слушателями цикла "Россия перед лицом внутренних вызовов и внешних угроз: с древнейших времён до XX века" с лекцией "Как проходила духовная колонизация Руси?", прошедшей в рамках участия МГУ в проекте Правительства Москвы "Московское долголетие".
В лекции был прослежен путь восточных славян к принятию христианства от первых до крещения Руси. Именно при князе Владимире переход к христианству становится государственной задачей. Она была обусловлена не только духовными и культурными, но и политическими причинами, а именно необходимостью в укреплении княжеской власти и в усилении связей с Византией и другими христианскими странами.
Однако внешняя демонстрация перехода в монотеистическую религию еще не означала массовой христианизации Руси и воцерковления всего населения. Если в XI в. основная часть населения крупных городов действительно могла называть себя христианской, то отдаленные селения не оставляли языческих верований и в XIII в.
Батыево нашествие и установление ордынской зависимости привели к переосмыслению отношений человека с Богом, что нашло свое выражение в окончательном утверждении христианства к концу XIII в. Ключевую роль в укреплении христианизации в XIV – XV вв. сыграли монастыри, основанные преподобным Сергием Радонежским и его многочисленными учениками и подражателями.
Оставшиеся суеверные люди и язычники (финно-угорского происхождения) рассредоточилось по бескрайним просторам Русского Севера. Они систематически сталкивались с иноками-отшельниками, которые были призваны к духовной борьбе с демонами и, воспринимая язычников бесопоклонниками, нередко специально селились недалеко от них. Со временем язычники принимали крещение, отшельники возводили церкви и монастыри, а необращенные противники христианства удалялись все дальше на север. В первой половине XVI в. последние крупные очаги язычества исчезли благодаря миссии иеромонаха Илии, Феодорита Кольского и Трифона Печенгского. Это закономерно совпало с процессом оформления единого Русского государства.