Новости исторического факультета

20.10.2022 Лекция Е.И. Лариной "Методологические проблемы изучения ритуальных практик в экономической антропологи"

Лекция Е.И. Лариной "Методологические проблемы изучения ритуальных практик в экономической антропологи"

20 октября 2022 года к.и.н., доцент кафедры этнологии исторического факультета МГУ Е.И. Ларина выступила с лекцией "Методологические проблемы изучения ритуальных практик в экономической антропологи" перед участниками Школы молодых этнологов России и Казахстана. Мероприятие прошло в г. Оренбургe под руководством председателя Правления АНО "Содружество народов Евразии", директора НИИ истории и этнографии Южного Урала Оренбургского государственного университета, д.и.н., профессора В.В. Амелина.


В ходе лекции Елена Игоревна рассмотрела проблемы завышенных трат при проведении свадебных, похоронных и пр. ритуалов в среднеазиатском регионе, проблемы закредитованности населения в рамках основных социологических концепций и подходов в изучении данных проблем: моральной природы долга (Г. Юдин), модерности и традиционализма (М. Дэвид-Фокс, А.Б. Гофман, С.П. Поляков), реципрокности и дарообменных отношений (К. Поланьи, М. Салинз, М. Мосс, З. Сураганова), "культурных кодов" (А. Аузан, Р. Инглхардт). На своём полевом материале из Казахстана, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана Е.И. Ларина впервые апробировала семантический подход (А.Ж. Греймас, Ж.Фонтаний), показав роль моральных понятий достоинства и уважения в ритуальных практиках и их связь с затратностью последних.

Лектор также проанализировала законодательные практики Узбекистана и Таджикистана, практики муфтиятов, направленные на сокращение расходов, и стратегии населения по реализации или противодействию данным законам, фетвам и прочим инструкциям и агитации.

Предлагаем вашему вниманию видеозапись состоявшейся лекции:

нажмите значок "пуск" в экране плеера для просмотра видеозаписи

В работе школы приняли участие ведущие этнологи, историки и социологи из Казани, Москвы, Оренбурга, Уфы, Актобе, Алматы, Уральска.