Новости исторического факультета

03.12.2020 А.Е. Тарасов и А.В. Носов – участники Девятого агиографического семинара

А.Е. Тарасов и А.В. Носов – участники Девятого агиографического семинара

2 декабря 2020 года сотрудники кафедры истории России до начала XIX века исторического факультета МГУ приняли дистанционное участие в Девятом агиографическом семинаре, который проводился Институтом русской литературы (Пушкинским домом) РАН (Санкт-Петербург).

Семинар был традиционно посвящен источниковедению, текстологии и поэтике русской агиографии. В последние годы эти темы все больше привлекают не только филологов, но и историков русского Средневековья.

Доклад к.и.н., доцента А.Е. Тарасова "Житийный мотив «место красно» и эстетические запросы основателей русских средневековых монастырей" был посвящён распространённому в агиографии топосу, посредством которого авторы житий передавали поиски подвижником подходящего места для иноческого подвига, и стал продолжением исследования проблемы, к которой выступающий обратился в феврале 2020 года на семинаре "Образы географического пространства в житиях святых Русского Севера".

По мнению докладчика, этот топос находится на "стыке" текста и тех реалий, с которыми объективно сталкивался подвижник. Допустив, что средневековые монахи являются носителями традиционной культуры, А.Е. Тарасов показал: для человека внутри такой традиции, если речь идёт о создании культовой постройки, важна не красота места, а представительность ("на видном месте", "чтобы далеко было видно"), где главным критерием является его заметность. Более того, согласно мифоритуальным представлениям, мир за пределами освоенного пространства, особенно лес, в принципе является чужим и опасным. Поэтому понятие "место красно" при описании выбора подвижником места подвига в средневековой агиографии, особенно если оно удалено, скорее, следует рассматривать в контексте агиографического канона, а не буквального указания на красоту. В то же время нет оснований вовсе отрицать наличие эстетического посыла у средневекового основателя монастыря. Однако желание достижения красоты необходимо рассматривать не как предшествующее поселению подвижника, а в качестве следствия его (и последователей) деятельности по преобразованию чуждого пространства, которое должно обрести черты освящённого, своего, а вместе с этим – красивого и полезного.

Специалист по учебно-методической работе А.В. Носов выступил с докладом "Сакрализация пространства по Житию Арсения Коневского и Сказанию о Валаамском монастыре", в котором рассмотрел представления авторов указанных памятников о сакрализации пространства при основании новых монастырей на Ладожском озере на рубеже XIV – XV вв.

Докладчик подразумевает под сакрализацией процесс качественного преобразования пространства, когда избранное отшельниками место освобождалось из-под власти чужого, профанного мира, после чего нечистое место становилось пригодным для монастырского строительства. Согласно данным памятникам, отправной точкой сакрализации пространства было воздвижение креста при вселении подвижников в пустыню, а ее завершение происходило при появлении храма новой обители. Для авторов Жития и Сказания центральной темой была борьба с пережитками языческих культов и духовная брань преподобных в рамках сакрализации пространства. Окончательное очищение избранных мест стало возможным только благодаря победе святых над "темными силами", а именно после изгнания бесов с Коневца и насильственного выселения с Валаама язычников-бесопоклонников. Также было установлено отсутствие сведений о миссионерской политике новгородского архиепископа Иоанна на Ладожском озере.

Предлагаем вашему вниманию видеозапись состоявшегося семинара со ссылками на доклады представителей исторического факультета МГУ (при просмотре на некоторых мобильных устройствах после выбора фрагмента записи необходимо нажать кнопку "пуск" в экране плеера):

нажмите на название или значок "пуск" в экране плеера для просмотра видеозаписи

В работе семинара приняли участие специалисты из Санкт-Петербурга, Москвы, Петрозаводска и Сыктывкара.



- Программа семинара.pdf