Новости исторического факультета

05.02.2020 XLIV Научная конференция "Лазаревские чтения"

XLIV Научная конференция "Лазаревские чтения"

5 и 6 февраля 2020 года на историческом факультете МГУ состоялась ежегодная Всероссийская научная конференция "Лазаревские чтения", ежегодно проводимая кафедрой всеобщей истории искусств и посвященная памяти выдающегося историка искусства, чл.-корр. РАН В.Н.Лазарева (1897–1976), руководившего кафедрой всеобщей истории искусства исторического факультета МГУ с 1960 по 1976 гг.

Научная проблематика докладов традиционно охватывала широкий круг вопросов, которыми занимался сам В.Н. Лазарев: византийское и древнерусское искусство, западноевропейское искусство от античности до XX века. В XLIV "Лазаревских чтениях" приняли участие преподаватели и аспиранты отделения истории и теории искусства исторического факультета МГУ, ученые из других университетов Москвы и Санкт-Петербурга, сотрудники ведущих научно-исследовательских институтов и музеев России.


Утреннее заседание 5 февраля открыла заместитель заведующего кафедрой всеобщей истории искусств к. иск., ст. преподаватель М.А. Лопухова.

Доклады выступивших были посвящены проблематике западноевропейского искусства от средневековья до эпохи барокко.

Е.В. Рикота (МНРХУ; МГУ) рассказала об одном аллегорическом образе, который включен в состав росписей крипты церкви св. Николая в Таване (XII в.) и интерпретируется как персонификация Похоти, Гнева или Отчаяния. Исследователь проследила происхождение его иконографии и связь между различными толкованиями этого образа, восходящего к "Психомахии" Пруденция.

Л.И. Ковальчук (МГУ) предложила слушателям детальный исторический и текстологический анализ "Откровений" блаженной Анджелы из Фолиньо – сочинения, в котором подробно описана практика причащения. Докладчик сопоставила впечатления средневекового мистика XIII века с конструкцией алтаря и алтарного пространства во францисканских церквях Умбрии, архитектура которых подражала главной церкви ордена в Ассизи.

Ю.А. Бутовченко (Музеи Московского Кремля) посвятила своё выступление одному из наиболее роскошных монументальных ансамблей ренессансной Феррары – Заду сокровищ в Палаццо Костабили. Подробно проанализировав общую иконографию и отдельные мотивы росписей потолка и люнетов, приведя различные аналогии и сопоставив цикл с фресками Каза Маффи в Кремоне, исследовательница заключила, что малоизученный феррарский ансамбль, созданный Гарофало в начале XVI в., занимает достойное место в ряду наиболее выдающихся аллегорических программ в живописи Северной Италии – между Камерой дельи Спози работы Андреа Мантеньи в Мантуе и Камерой ди Сан Паоло кисти Корреджо в Парме.

А.О. Ларионов (Государственный Эрмитаж) поделился со слушателями увлекательной историей обнаружения и атрибуции ранее неизвестного портрета Марии Венгерской, правительницы Нидерландов, который был недавно приобретен в коллекцию Эрмитажа. Сопоставление с другими немногочисленными портретами правительницы позволило датировать картину 1530-ми гг., что подтвердили и данные технико-технологической экспертизы. Исследование биографии художницы Катерины ван Хемессен, которое А.О. Ларионов вёл параллельно, – объяснило, почему портрет действительно, как и гласит надпись на его обороте, мог быть написан её отцом, художником Яном ван Хемессеном, хотя отнюдь не был ключевым жанром творчества последнего. Более того, было высказано предположение, что именно петербургская доска в своем первоначальном, необрезанном виде послужила прототипом для портрета Марии Венгерской кисти Тициана и для гравюры Питера де Йоде в серии изображений нидерландских правителей.

Внимание аудитории к проблеме фрагментированной живописи привлёк и профессор В.А. Садков (ГМИИ). Поводом для этого стал натюрморт с изображением "суеты сует", проданный в 2011 году на Christie’s, а год спустя в Dorotheum. В действительности живопись, созданная рукой Франсиско де Сурбарана, принадлежит к числу "вырезок" и ранее являлась частью большой картины, возможно, с изображением св. Иеронима.


Доклад к. иск., доцента кафедры всеобщей истории искусств А.Л. Расторгуева был посвящен анализу гравированных иллюстраций к каббалистическим и алхимическим сочинениям раннего Нового времени и, главным образом, анализу их средневековых прототипов: диаграмм, космологических карт и табулярных схем, которые брались художниками за образец при иллюстрировании алхимических трактатов. Вместе с визуальной схемой неминуемо переосмыслялось и ее первоначальное христианское наполнение. Этот процесс, возможно, отражал само отношение алхимиков к фигуре Христа, которая соотносилась с понятием о философском камне, ключевым христианским догматам и таинствам.

Дневное заседание первого дня конференции открыл доклад М.С. Тарасовой (Курская государственная картинная галерея имени А.А. Дейнеки), подхвативший проблематику музейного знаточеского изучения живописи. В нем были прослежены особенности формирования итальянской коллекции князей Барятинских, отражавшей вкусы русской знати конца XVIII века, и пути её перемещения между курской усадьбой Барятинских Марьино и их петербургским домом на Сергиевской улице. М.С. Тарасова осветила и судьбу полотен после национализации собрания в ХХ веке. Значительное внимание было уделено проблемам уточнения иконографии картин, атрибуции и истории их реставрации – эта работа по исследованию коллекции не завершена и к настоящему моменту.

Выступление Е.Е. Агратиной (Московская государственная академии хореографии) "Школа избранных учеников в системе французского академического образования XVIII века" познакомило слушателей с выдающимся экспериментом в области художественного образования — школой избранных учеников, лауреатов Римской премии, при Королевской академии живописи и скульптуры в Париже. Была проанализирована учебная программа школы, включавшая широкий круг дисциплин – анатомию, историю, географию – и особенности обучения, вероятно, выработанные под влиянием идей Дж. Локка: формат семейного пансиона во главе с директором, строго регламентированные правила поведения учеников. Помимо этого, была дана оценка деятельности школы, пусть и просуществовавшей всего несколько десятилетий, но воспитавшая таких первоклассных мастеров, как Ж.-О. Фрагонар, Ж.-А. Гудон, О. Пажу, Л.Ж.-Ф. Лагрене, Г.-Ф. Дуайен, Ф.-А. Венсан.

Н.Б. Дёмина (Государственный Эрмитаж) обстоятельно описала направления, по которым ведётся исследование эрмитажного собрания итальянской живописи XIX века – одного из крупнейших за пределами Италии, поскольку искусство этого периода не пользовалось большим спросом у коллекционеров. Докладчик подробно рассказала о продолжающейся работе по определению сюжетов картин и запечатленных на них мест, определению места картин в творчестве художников, оценке репрезентативности и уникальности коллекции в целом. Отдельный акцент был сделан на роли русских коллекционеров, чьи собрания пополнили эрмитажную коллекцию: Голицыных, Мордвиновых, Гурьева, Кожуховского, Татищева.

Большинство выступлений первого дня конференции были посвящены кругу традиционных для классического искусствознания проблем атрибуции и формально-стилистической оценки качества произведений, а также вопросам музейной работы с коллекциями и академического художественного образования. Завершали же его два сообщения, авторы которых обратились к современному материалу и проблемам методологии.

М.Ю. Торопыгина (ВГИК; НИИ РАХ) представила доклад на тему "Нимфа, Джоконда и femme fatale: иконография персонажа как ключ к разгадке сюжетной интриги в фильме «Основной инстинкт»", в котором, используя иконографический и иконологический инструментарий, проанализировала образно-сюжетный строй культового фильма П. Верховена. Были намечены некоторые аналогии и пути анализа, которые могут помочь интерпретировать образ героини Ш. Стоун — в том числе, обращение к "Джоконде", античной Афродите Книдской и "Портрету мадам Рекамье" Ж.-Л. Давида.

Завершил вечернее заседание доклад д. иск., профессора кафедры всеобщей истории искусств С.С. Ванеяна "Телесное в круге гендерного: изводы и исходы". В докладе были затронуты основные феминистские теории и концепции телесности и пространства. Были рассмотрены феноменологические, психоаналитические и структуралистские изводы феминистского дискурса и, соответственно, тексты С. де Бовуар "Другой пол", А.М. Янг "Кидаться как девочка", Ю. Кристевой "Революция поэтического языка".


6 февраля "Лазаревские чтения" были посвящены проблематике искусства восточно-христианского мира. Второй день конференции прошел под знаком метода и воспоминаний о недавно ушедшем профессоре кафедры всеобщей истории искусств (1938-2020), ученицы В.Н. Лазарева, основательницы и бессменного организатора "Лазаревских чтений" вплоть до этого года.

Многие докладчики – ученики и коллеги Ольги Сигизмундовны – с благодарностью вспоминали великого ученого, чуткого наставника и любящего друга, посвящая свои выступления её памяти. Прозвучал и собственный последний доклад О.С. Поповой о мозаиках в куполе церкви святой Софии в Фессалониках и их отличиях от искусства "македонского ренессанса". Он был зачитан ученицей и преемницей профессора О.С. Поповой, к. иск., ст. преподавателем кафедры всеобщей истории искусств А.В. Захаровой, которая вместе с д. иск., профессором кафедры истории отечественного искусства Э.С. Смирновой вела вторую часть конференции.

М.А. Лидова (Иконописная школа в Сериате) рассказала слушателям о малоизученном портрете юноши из коллекции Государственного Эрмитажа, происходящем из собрания Лихачёва. Она привела аргументы в пользу ранее высказанных исследователями предположений о египетском происхождении портрета, а также высказала гипотезу относительно его функции: с точки зрения исследовательницы, портрет мог быть частью декорации потолка.

Особенно важному для исследований О.С. Поповой периоду, искусству позднего стиля македонской династии, или, по ее термину, "аскетическому стилю", был посвящен доклад ст? преподавателя кафедры всеобщей истории искусств, к. иск. А.В. Захаровой. Она представила предварительные замечания о древнейших росписях в церкви Успения Богородицы в Лабово (Албания), которым нашла убедительные параллели в искусстве второй четверти XI века, что позволяет изменить принятые в предшествующей литературе датировки фресок.

О.Е. Этингоф (НИИ РАХ; РГГУ) напомнила слушателям о фрагментах фресок конца XI века, которые были некогда обнаружены при раскопках церкви усадьбы Художественного института в Киеве. Исследователь поместила их в широкий стилевой контекст, включающий как монументальную живопись, так и миниатюру, в том числе, недавние находки фресок, сделанные заведующим кафедрой истории отечественного искусства, членом-корреспондентом РАН, д. иск., профессором Вл.В. Седовым в Новгороде, но отметила их принципиальное сходство с росписями Михайловского собора Выдубицкого монастыря в Киеве (1090-х гг.).

Доклад И.А. Орецкой (ГИИ; ЦНЦ "Православная энциклопедия") был посвящен так называемому неклассическому направлению в византийском искусстве около 1100 года. Исследователь подчеркнула, что представление о византийском искусстве как о схеме, в которой чередуются и сосуществуют два типа образа – или классицизирующее, или аскетическое искусство, не вполне верно, поскольку даже в обозначенных ею узких хронологических рамках можно выделить несколько направлений внутри неклассического искусства.

О.В. Овчарова (ГИИ) описала в своем выступлении стиль миниатюр Четвероевангелия ГИМ, Син. гр. 519, который отнесла к аскетическому направлению. Исследователь продемонстрировала их специфические особенности, а также их связь с некоторыми памятниками монументальной и станковой живописи – образом Богоматери из церкви св. Георгия в Фанаре, росписями в церкви Панагии Асину, византийской книжной иллюстрацией второй четверти XII века круга гомилий Иакова Коккиновафского.

Вторая половина дня была посвящена обсуждению искусства средневековой Руси.

Открывал её доклад заведующего кафедрой истории отечественного искусства, чл.-корр. РАН, д. иск., профессора Вл.В. Седова, который убедительно показал недостаточную изученность храма Покрова на Нерли и церкви Рождества Богородицы в Боголюбове, построенные, скорее всего, одними и теми же мастерами. Рассмотрение планиметрических особенностей и декора памятников в контексте итальянского романского зодчества позволяет подтвердить гипотезу о присутствии во Владимиро-Суздальских землях итальянских мастеров. Исследователь расширил круг аналогий, в который можно поместить боголюбовские храмы, обнаружив сходство некоторых их элементов с архитектурой Эмилии и Ломбардии – соборами в Модене, Ферраре, Лоди, Бергамо и Пьяченце.


Е.В. Гладышева (ГТГ) привлекла к своему выступлению последние технико-технологические исследования "Владимирской Богоматери", которые позволили увидеть контуры фигуры, предположительно, св. Николая, на обороте иконы. Исследователь предложила толковать иконографическую программу образа с привлечением иконографии миниатюр в византийских рукописях XI в.

А.Г. Барков (Музеи Московского Кремля) посвятил свой доклад иконе Федора Тирона из Успенского собора Московского Кремля, которая, как и некоторые другие древние почитаемые образы ("Спас Златая Риза", "Троица"), была переписана в Новое время, но хранит отзвуки первоначальной живописи. Доклад стал результатом подготовки выставки, в ходе которой была пересмотрена природа ряда памятников. Технический осмотр иконы показал, что она принадлежит к древнему типу конструкции иконного щита; новые данные о доске заставили иначе взглянуть на сам образ, в котором заметен диссонанс между барочным декором и облачением святого и совершенно архаической композицией. По мнению исследователя, древняя икона могла быть привезена в Москву либо из Северо-Восточной Руси, либо из Новгорода.

Доцент кафедры истории отечественого искусства, к.иск. А.С. Преображенский рассказал слушателям о новгородской иконе "Введение Богоматери во храм", хранящейся в частном собрании, которую предложил датировать более ранним временем, нежели XIV век – дата, с которой образ поступил в коллекцию. Докладчик подчеркнул, что, несмотря на то, что этот праздник не входит в число двунадесятых, сюжет был очень востребован в культуре русского средневековья, и существует множество церквей с таким посвящением. Схожесть техники и состояния сохранности, а также тесная стилистическая связь этой иконы с иконой "Чудо Георгия о змие" из того же частного собрания навели исследователя на мысль об их общем происхождении из некого храма, посвященного Введению Богоматери во Храм, с приделом в честь св. Георгия.

И.А. Шалина (ГРМ) посвятила свой доклад тихвинской иконе "Сошествие во ад" из собрания Русского музея и проблеме стилевой эволюции новгородской живописи в XV веке, кристаллизации её языка, её отношению к палеологовской традиции, переживающей в 1410-е гг. перелом, а также вопросу о новгородских периферийных центрах. По мере обнаружения всё большего числа памятников искусство между эпохой Андрея Рублева и Дионисия представляется монолитным и распадается на множество художественных направлений.

Завершил программу конференции краткий доклад профессора Э.С. Смирновой "Новооткрытая новгородская икона XV века «Избранные святые». Особенности иконографии и стиля". По мнению исследователя, композиция иконы (в частности, ярус с медальонами) подражает принципам монументальных росписей, что говорит о связи новгородской иконы с фресковыми ансамблями византийского мира. Отчетливо звучащая в ней тема целительства совмещается с изображением Василия Великого, появление которого, возможно, связано с именем заказчика. На данном этапе изучения этот памятник наиболее вероятно можно отнести ко второй четверти – середине XV века и соотнести его с миниатюрами новгородского Шереметьевского Евангелия (1430 – 1440-е годы, ГИМ).



- Программа конференции.pdf