Главная страница Исторического факультета МГУ   Главная страница кафедры исторической информатики   Главная страница кафедры исторической информатики   Главная страница кафедры исторической информатики   Главная страница кафедры исторической информатики  

Д.И. Жеребятьев

Руководитель проекта: д.и.н., проф. Л.И. Бородкин

Руководитель проекта: асп. Д.И. Жеребятьев

 
Виртуальная реконструкция района Кадашей и церкви Воскресения
второй половины XIX века

 

ОБ АВТОРАХ ПРОЕКТА

________________________________________________________

Комментарий руководителя проекта асп. Д.И. Жеребятьева

На данный этап времени в рамках спецкурса студентами разработан промежуточный этап виртуальной реконструкции района Кадашей XIX в. Работа над виртуальной реконструкцией и наполнением контента будет продолжена в новом году инициативной студенческой группой (по желанию самих студентов) в рамках спецкурса «3D реконструкции объектов историко-культурного наследия: компьютерное моделирование» и деятельности кафедры в направлении изучения применения технологий трёхмерного моделирования в исторических и археологических исследованиях.

________________________________________________________

Описание работы:

I) Актуальность.

В современной Москве осталось не много мест, где сохранилась древнерусская застройка и планировка. Одним из них является район Кадашей в Замоскворечье. Здесь до сих пор стоят дома XVII – XVIII вв., а планировка улиц относится еще к XV веку. К сожалению, в наше время еще есть тенденция стирать немногочисленные остатки нашей истории с лица города. Кроме того,  на территории слободы находится церковь Воскресения, датируемая концом XVII века. В своей жизни она претерпела несколько довольно сильных перестроек, которые сильно изменили ее облик.
Целью нашей работы является воссоздание модели церкви Воскресения в Кадашах на момент середины XIX в. также прилегающей к ней территории.


II) История объекта.

Первое упоминание о церкви Воскресения на этом месте относится к 1493 году. Принято считать, что каменный храм стоял здесь уже в XVI веке. Следующая перестройка храма произошла в 1650-х гг. Однако вскоре, в 1687 году, он был заново перестроен. В результате храм приобрел черты «нарышкинского барокко», характерного для архитектурных построек конца XVII века: стены из красного кирпича украшает белокаменный декор, который завершает их характерными для этого стиля гребешками, расположенными здесь в три яруса. Также от четверика храма расходились три лестницы, которые были разобраны в 1695 году. В этом же году с запада к церкви была пристроена колокольня. В этом же году храм был освящен. Предполагается, что строителем храма был Сергей Турчанинов, сподвижник Патриарха Никона, завершивший после его смерти Воскресенский собор в Ново-Иерусалимском монастыре.
В 1812 году храм был разграблен французами, в пожаре погибли фрески XVII века, однако архитектурный облик его сохранился. В 1848 году храм был заново расписан. В первой половине XIX века были переложены абсиды, а лестницы на колокольне были заменены на крытые паперти. Последняя крупная реставрация прошла в 1860 году. В ее рамках были перестроены и расширены галереи.
В 1934 году храм был закрыт новой властью. Долгое время он стоял в запустении. В 1950-х гг. была проведена крупная реставрация под руководством Г.В.Алферовой. К сожалению, реставрация не была закончена до конца. С 1966 по 2006 гг. в церкви располагался Всероссийский художественно-научный центр им. Академика И.Э.Грабаря.
После падения советской власти в 1992 году был образован приход храма, а полная передача ему храма произошла в 2006 году. В 1995 году храм был отнесен к объектам исторического и культурного наслелия федерального значения.

III) Источниковая база реконструкции

 

Литература:

Интернет-материалы по объекту:

 

IV) Программный софт реконструкции

Трёхмерные редакторы: 3D World Studio 5.52, Autodesk 3D Max 8.0.

Трёхмерный конвертер файлов: Deep Exploration 6.0.

Трёхмерный движок: Unity 3 Pro

Графический редактор: Adobe Photoshop CS3

Редактор Html страниц: Macromedia DreamWeaver 8.0.

 

V) Итоги. Полученный результат

Создание модели виртуальной реконструкции объекта историко-культурного наследия предполагает не только построение макета на основании данных источников, но и включение в его публикацию сведений об объекте, чтобы с ним мог работать не только специалист, но и сам объект мог служить образовательным продуктом. Для этого в его публикацию включены текстовые данные, содержащие историю усадьбы, процесс ее создания и развития как комплекса. Сочетание графических и текстовых данных делает доступ пользователя к необходимой информации легким и полным.


Управление в окне виртуальной реконструкции. ЧИТАТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО


Для просмотра виртуальной реконструкции необходимо инсталлировать unity web player. Время загрузки может быть значительным в зависимости от скорости интернета и мощности Вашего компьютера. 3D контент реконструкции весит около 70 Mb (около 2 - 5 минут).

Во время запуска программы Вы услышите звук, нажмите дважды кнопку Esc, после чего вы сможете пройтись по виртуальному монастырю Всех Скорбящих Радости 1909 г.

W -
пермещение вперёд
Мышь - поворот камеры
S -
перемещение назад
Space - прыжок
A -
перемещение влево
Shift - бег
D -
перемещение вправо
Esc, M- окно настройки 3D контента

* Войдя в программную оболочку виртуальной реконструкции на 3D контекте нажмите правую кнопку мыши и выберите full screen (полноэкранный режим).

* Для того чтобы выставить настройку графики в полноэкранном режиме пользуйтесь только кнопкой "M" в английской раскладке клавиатуры.

* Для того чтобы выйти из полноэкранного режима используйте кнопку Esc.


Отчётный проект:

О проекте

Виртуальная реконструкция района Кадашей и церкви Воскресения во второй половине XIX века

Об авторах проекта