Бородкин Л.И.

Экономическая история или история экономики?

«Тенденция к разнообразию служит
главной причиной прогресса».
Альфред Маршалл. Принципы экономической науки.

   Многие участники нашего «круглого стола» знают книги конца 1940-х — начала 1950-х гг., которые были положены в основу курсов по экономической истории, читавшихся студентам-экономистам вплоть до 80-х гг. Я имею в виду труды П.А.Хромова «Экономическое развитие России в XIX–XX вв.» и П.И.Лященко «История народного хозяйства СССР». Автор первого труда во введении отмечает: «...экономическая история СССР продолжает оставаться слабо изученной областью и одним из отсталых участков советской экономической науки». Ситуация мало менялась в течение последующих десятилетий. В 1996 г. В.И.Бовыкин в своей статье, опубликованной в «Новой и новейшей истории», отмечал: «Состояние экономической истории в нашей стране давно уже требует серьезного и нелицеприятного обсуждения... Увы, на фоне впечатляющих результатов историко-экономических исследований на Западе за последние полстолетия успехи наших ученых выглядят более чем скромно»1. Одна из причин этого затянувшегося застоя связана, на мой взгляд, с неудовлетворительным состоянием подготовки специалистов в данной области.

   Последнее десятилетие, покончившее с методологическим монополизмом в развитии общественных наук в нашей стране, привнесло новые подходы и в изучение экономической истории. Пользуясь словами В.И.Бовыкина из упомянутой выше статьи, «“указующий перст” перестал определять, что и как нам следует изучать». Закончился длительный период изоляции отечественных историков-экономистов от мировой науки, началось обновление концептуально-категориального аппарата экономической и исторической наук и, как следствие, экономической истории. Это не замедлило сказаться на учебниках и учебных пособиях по этой дисциплине. Их стало много, и они стали разными. Существенную роль в этом процессе играют переведенные на русский язык учебники авторитетных европейских историков-экономистов.

   Вот почти полный перечень этих учебников и учебных пособий:

   Сравнительный анализ этих книг — предмет специального обсуждения. Однако ознакомление с ними дает пищу для некоторых размышлений.

   1. В чем должны различаться подходы к подаче материала в учебнике по экономической истории и в соответствующем (посвященном экономическому развитию) разделе «обычного» учебника по истории, скажем, России?

   Думается, в первом случае авторы должны не ограничить изложение того или иного экономического процесса описанием хода его развития и объяснением его причин и результатов на основе «общеисторических», нередко субъективных интерпретаций. Так, в учебнике Р.А.Белоусова делается вывод о том, что в начале ХХ в. заработки российских рабочих «при более продолжительном рабочем дне в несколько раз уступали тем же показателям западных стран»14. Ссылаясь на работы С.Г.Струмилина, автор учебника не дает, однако, характеристики применяемой Струмилиным методики, которая основана на пересчете заработка американского рабочего на русскую валюту по паритету. Об этой методике сам Струмилин отзывается (буквально на следующей странице своей работы) следующим образом: «Отсюда и делались обычно поспешные выводы о резком отставании уровня жизни рабочих России от американского стандарта. Но с учетом сравнительной дороговизны жизни в этих странах выводы получаются другие»15. А именно — «уровень реальной оплаты труда в России пришлось бы оценить не ниже 85% американского»16. Еще более существенно, что в учебнике по экономической истории вопрос об оплате труда нельзя рассматривать в отрыве от его производительности (которая заметно отставала в российской промышленности по сравнению с американской).

   2. Учебник по экономической истории должен, на наш взгляд, включать солидное приложение, в котором приводятся табличные данные по основным аспектам экономического развития изучаемых стран/регионов. Так, в книге П.А.Хромова такое приложение содержит 110 страниц (кроме того, десятки таблиц приведены в основном тексте). Большинство учебников «нового поколения», мягко говоря, этим не грешат. Кстати, создание подобных приложений повышает внимание к данным, на основе которых делаются выводы о характере тех или иных экономических реформ и процессов. Этот аспект (критика источника) имеет особое значение в курсе экономической истории, ориентированном на студента-историка.

   3. Учебный план, по которому учится студент-историк (не говоря уже об экономисте) включает основательный курс экономической теории. Этот курс дает ему возможность понять суть изучаемых процессов экономического развития, реформ, на основе категорий и концепций экономической науки. Так, большинство учебников не раскрывает «экономическую механику» промышленного кризиса в России начала 1900-х гг.

   Экономическая история или история экономики (народного хозяйства)?

   Это не просто терминологический вопрос. В нашем «Обозрении» он начал обсуждаться уже с первого выпуска в 1996 г. Кажется, что первый вариант имеет отношение к исторической науке, а второй — к экономической. Но это довольно условная классификация. Оба термина использовались экономистами ранее (можно сравнить названия книг Хромова и Лященко), используются и теперь (см. список учебников для экономистов, приведенный выше). Для историков название этой дисциплины однозначно — экономическая история17. Должны ли учебники по этой дисциплине для историков и экономистов различаться? Думается, да. Из общих соображений понятно, что учебник для историков должен быть более «историчным» (т.е. описания и интерпретации экономических процессов должны быть глубже погружены в исторический контекст), в то время как учебник для экономистов должен более активно активно использовать профессиональный язык и категории экономической науки. Так, например, изучение экономики страны 1930-х гг. тесно связано с оценкой темпов экономического развития СССР в годы первых пятилеток. Известно, сколь существенно различаются эти оценки, полученные по данным ЦСУ и в работах ряда западных (да и наших) специалистов. В чем заключаются причины этих различий — в используемых источниках? В методологии и методике расчетов? Эти вопросы могут обсуждаться в учебнике для экономистов. С другой стороны, для понимания процессов социалистической индустриализации важен и вопрос об эволюции мотивации труда рабочих в 30-е гг.: каким было соотношение трудового энтузиазма, материальных стимулов и дисциплинарных мер, принуждения в процессе решения задач пятилетних планов? Этот вопрос раскрывает те грани процесса индустриализации, которые могут рассматриваться более глубоко в учебнике для историка.

   На мой взгляд, можно говорить о тенденции сближения этих моделей учебника по экономической истории.

   Об этой тенденции можно судить из содержания представленных на нашем «круглом столе» учебниках. Они очень разные — и по уровню, и по содержанию, и по степени подробности описания экономических процессов прошлого. Обсуждение опыта создания нового поколения учебников по экономической истории позволит перейти к более совершенной модели преподавания этой актуальной дисциплины.


1  Бовыкин В.И. Актуальные проблемы экономической истории // Новая и новейшая история. 1996. №4. С. 11.

2  Учебник подготовлен в МГИМО.

3  Учебник подготовлен в С.-Петербургском институте внешнеэкономических связей, экономики и права.

4  Учебник подготовлен в Российской академии госслужбы (РАГС).

5  Учебник подготовлен во Всероссийском заочном финансово-экономическом институте. Рекомендован Министерством общего и профессионального образования РФ в качестве учебника для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям.

6  Учебник подготовлен в Российской экономической академии им. Г.В.Плеханова. Рекомендован Министерством общего и профессионального образования РФ в качестве учебника для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям.

7  Учебное пособие подготовлено в Волгоградском государственном техническом университете. Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ в качестве учебного пособия.

8  Учебное пособие подготовлено в Южно-Российском гуманитарном институте. Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ в качестве учебного пособия для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям.

9  Учебное пособие подготовлено в Российской международной академии туризма.

10  Монография, которая может рассматриваться и в качестве учебного материала по курсу экономической истории России.

11  Книга выдающегося бельгийского экономиста и историка Германа Ван дер Вее, переведенная на восемь языков. Материал книги основан на лекциях, читаемых автором на экономическом факультете Лувенского Католического университета (Бельгия). Перевод с французского.

12  Учебник подготовлен преподавателями отделения социальной и экономической истории Лейденского университета (Нидерланды). Перевод с голландского.

13  Книга одного из крупнейших историков-экономистов современной Германии, содержит богатый фактический материал по социальной и экономической истории Европы ХХ века. Может быть с успехом использована в качестве учебного пособия по экономической истории. Перевод с немецкого.

14  Белоусов Р.А. Указ. соч. С. 225-226.

15  Струмилин С.Г. Очерки экономической истории России. М., 1960. С. 122-123.

16  Там же.

17  В.И.Бовыкин в этой связи отмечал: «Вопрос о границах между историей и экономической историей (=исторической экономикой?), а также между экономической историей и экономикой вызывает споры и в наше время. Сомневаюсь в том, что такие границы можно и нужно точно определить». См.: Бовыкин В.И. Миланский Когресс экономической истории и наша историко-экономическая наука // Экономическая история. Обозрение. Выпуск 1. М., 1996. С. 9.