Расписание Личный кабинет ЭОС Документы Диссертационные советы Библиотека электронных ресурсов

+7 (495) 939-35-66 - деканат  все контакты
faculty@hist.msu.ru - электронная почта

 

Каталог выпускных работ студентов исторического факультета


Образы и мотивы античности в монументальной живописи Италии XI-XIII веков

Автор работы:  Хрипкова Алиса Игоревна
Год выпуска:  2023
Кафедра:  кафедра всеобщей истории искусств
Научный руководитель:  Расторгуев Алексей Леонидович
Специализация:  вс
Тип работы:  работа бакалавра

В выпускной квалификационной работе рассматривается монументальная
живопись Италии XI—XIII вв. центрального и северного регионов. Основная
цель исследования: на примере выбранных памятников проследить, как образы и мотивы, имеющие языческое происхождение, воспроизводятся в
средневековом искусстве Италии. Первая глава посвящена периферийным
мотивам античного языческого происхождения, таким как “нильский
пейзаж” с путти в римских памятниках, морской пейзаж с сиренами,
античные мифологические чудовища. В ней была прослежена традиция
воспроизведения языческих мотивов в монументальных циклах Рима,
определено значение, которым были наделены периферийные образы,
литературные и визуальные основания для их воспроизведения. Также была
отмечена тенденция по приближению к античному прототипу в XIII в. и, как
следствие, увеличение натуроподобия в монументальных циклах. Во второй
главе были рассмотрены персонификации месяцев, ставшие частью
средневекового календарного цикла, и персонификации Добродетелей и
Пороков. Было установлено, что персонификации, восходящие к античному
способу представления отвлеченных понятий, стали частью средневековой
изобразительной традиции. В числе персонификаций месяцев были
отмечены ситуации повторения языческой иконографии (Янус, Спинарио).
Третья глава посвящена “научному циклу” крипты собора в Ананьи,
программа которого основана на античной науке и философии: учении
Аристотеля о первоэлементах, представлении Платона о человеке как
микрокосме, гуморальной теории Гиппократа и Галена. Этот цикл послужил
примером свободного иконографического творчества, основанного
исключительно на текстовых источниках классической эпохи. По итогам
исследования был определен круг мотивов античного языческого
происхождения, которые воспроизводились в монументальной живописи
Италии XI—XIII вв., были сделаны выводы о способах заимствования,
усвоения и воспроизведения античных образов, занимаемом ими месте в
монументальных циклах Италии и приписываемом им в эпоху
Средневековья значении


Поиск выпускных работ


Как задать условия поиска?

подробнее...