Общественно-значимая внеучебная деятельность

20.03.2023 Круглый стол "Религия и идентичность"

Круглый стол "Религия и идентичность"

20 марта 2023 года на историческом факультете МГУ состоялся организованный кафедрой этнологии круглый стол с международным участием “Религия и идентичность”. Мероприятие было приурочено к юбилею заместителя декана по международному сотрудничеству, заведующей кафедрой этнологии д.и.н. О.Е. Казьминой.

Собравшихся – соратников и учеников Ольги Евгеньевны – объединило желание отдать дань уважения и глубокой признательности выдающемуся российскому этнологу, блестящему педагогу и наставнику, всю свою трудовую жизнь посвятившему историческому факультету МГУ. Модератором круглого стола выступила зам. заведующего кафедрой этнологии, к.и.н., доцент М.Н. Бахматова.

Круг научных интересов О.Е. Казьминой чрезвычайно широк, однако, темой, красной нитью, проходящей через всю её творческую биографию, являются религия и идентичность во всех её проявлениях. Кроме того, юбиляр является крупным специалистом в области этнической демографии и картографии, что позволяет придать количественную и пространственную конкретность ее исследованиям этнокультурных явлений. Вот почему тематика представленных докладов, при всем ее разнообразии, органично вплеталась в сферу научных интересов Ольги Евгеньевны и её школы.

Работу круглого стола открыл и.о.декана исторического факультета МГУ, академик РАО, д.и.н., профессор Л.С. Белоусов. В своём приветственном слове он сердечно поздравил Ольгу Евгеньевну с юбилеем, отметил важность её научного вклада в развитие этнологии и религиоведения, подчеркнул значимость проблем, поднимаемых в рамках научного мероприятия.


Первый доклад “Религиозная идентичность и религиозная статистика” представала юбиляр. О.Е. Казьмина, в частности, отметила, что религиозная идентичность очень многопланова и зачастую пересекается с другими видами идентичности: этнической, гражданской, локальной.


С определенной конфессией человека может связывать собственно догматическая составляющая (вера в определенные вероучительные положения, принятые в конкретной деноминации). Это может быть и набор определенных практик и действий, определяющих образ жизни. Наконец, это может быть чувство сопричастности, сопринадлежности на основе культурно-исторической общности, когда человек не очень знаком с догматикой своей конфессии, не очень соблюдает предписания и не особо вовлечен в религиозную жизнь, но совершенно искренно относит себя к данной религиозной организации. Всё это делает очень непростым определение численности последователей той или иной конфессии. Мы часто можем встретить сильно различающиеся цифры.

Причиной этих различий обычно оказываются разные подходы: считают ли тех, кто соблюдает и практикует, или тех, кто себя причисляет, признает свою принадлежность; принимается ли идентичность человека так, как она им осознается, или оценивается его прилежание в религиозных практиках и сила его веры (а можно ли её “объективно” оценить?). Религиозная статистика сложная и деликатная вещь, но она всё же рисует некие контуры конфессиональной структуры, выявляет особенности религиозной ситуации и позволяет увидеть тенденции её развития. В докладе также были обозначены некоторые вехи складывания религиозной статистики (или религиозной демографии) как особой отрасли знания, представлены ее базовые принципы, приведены цифры, рисующие религиозную картину современного мира.

В докладе д.и.н., профессора кафедры этнологии исторического факультета МГУ Т.Д. СоловейСоотношение этнического и конфессионального принципов в идентичности русских (от Средневековья к Новому времени)” отправной точкой выступил следующий тезис: совпадение национальности и религии в Московской Руси и Российской империи никогда не было полным, а русская этничность предполагала, но не предопределяла православный выбор.


Татьяна Дмитриевна обратила внимание на значительное пересечение объемов конфессионального и этнического принципов и ситуативном (в конкретно-историческом контексте) отождествлении общности этнической группы с общностью религии. Она проследила эволюцию элитарного дискурса в отношении понимания русской идентичности (“народности”), а также соотношения этнического и конфессионального в её структуре; выделила основные трактовки русскости, сложившиеся на рубеже XIX-XX столетий.

М.Н. Бахматова в докладе “История одной переписки: к отношениям между Алексием II и веронскими католиками”, отметила, что одним из направлений исследований О.Е. Казьминой является проблема соотношения прозелитизма и миссионерства как категорий религиозного дискурса и академического анализа. Ольга Евгеньевна убедительно показала прямую связь динамики данного дискурса с вопросами идентичности этнической, гражданской и религиозной.


Марина Николаевна представила вниманию коллег малоизвестные моменты отношений между Русской православной и Римско-католической церквами, которые она изучала в рамках своих полевых исследований, посвященных деятельности веронской “Группы за плюрализм и диалог”. В начале 1990-х гг. эта группа установила по-настоящему дружеские отношения с представителями Московского Патриархата с целью показать, что между “церквями-сёстрами” возможны отношения взаимопонимания и солидарности, не окрашенные тонами прозелитизма и без ущерба для собственной идентичности. В 2002 году, когда межцерковные отношения достигли беспрецедентного накала, произошел обмен письмами между веронскими католиками и патриархом Алексием II, в результате которого 3 июля 2002 года в Даниловском монастыре состоялась дружеская встреча Его Святейшества с неофициальной делегацией из Вероны, на которой присутствовала и Марина Николаевна. Данный факт вызвал целый шквал критики и даже обвинений в предательстве в адрес веронской делегации со стороны ряда представителей католической общественности. По мнению М.Н.Бахматовой, жест веронцев можно назвать проявлением своего рода межконфессионального подвижничества, которое показывает важность налаживания межцерковного диалога не только на высшем, но и на локальном уровне.

В докладе к.и.н., н.с. Центра европейских исследований Института этнологии и антропологии имени Н.Н. Миклухо-Маклая РАН Э.Ф. РязановойО религиозной идентичности немцев-мусульман в современной Германии” рассматривались так называемые “новые мусульмане” (немцы, принявшие ислам).


По мнению Эльвины Фаритовны, религиозная конверсия в ислам подразумевает трансформацию религиозной идентичности. У конвертита немца-мусульманина конструируется религиозная идентичность без привязки к этническому сообществу, он по-прежнему идентифицирует себя с немецким обществом, этническая идентичность сохраняется неизменной. Для немцев-мусульман религиозная идентичность может играть как активную роль в их поведенческих установках, так и быть пассивной, когда информант признает, что он мусульманин, но идентичность почти никак не проявляется.

В докладе “Икона в кӱсото и Никола Юмо. Христианские мотивы в марийской традиционной религии” к.и.н., ассистент кафедры этнологии исторического факультета МГУ Г.Ю. Устьянцев отразил проблему влияния православных обрядности и вероучения на трансформацию марийской традиционной религии (МТР, чимарий вера) в последние десятилетия. В докладе были обозначены христианские мотивы, наиболее часто встречающиеся в марийской мифологии и религиозном фольклоре.


Герман Юрьевич рассмотрел бытование синкретических культов (Микола Юмо, Христос Юмо и др.) в религиозных представлениях современных марийцев, явление канонизации и формализации молитвенных текстов, а также использование христианской атрибутики в культовых практиках МТР. В связи с обозначенными тенденциями Г.Ю. Устьянцев осветил ещё одну проблему - отношение марийцев-приверженцев традиционной религии к явлениям двоеверия и синкретизма, включая влияние синкретических культов на конфессиональную идентичность, а также проанализировал термины, которые ее описывают. Доклад был основан на полевых материалах, собранных автором в Республике Марий Эл, Кировской области и Республике Башкортостан в 2017-2022 гг. в ходе экспедиций кафедры этнологии исторического факультета МГУ, а также на опубликованных архивных материалах.

Последним докладчиком была генеральный директор Научно-координационного центра “Гносис” (Республика Кипр) к.и.н. А.С. Утамиши. Она подчеркнула роль О.Е. Казьминой в налаживания сотрудничества исторического факультета МГУ с культурно-образовательными учреждениями Кипра, поздравила её с юбилеем и передала наилучшие пожелания от сотрудников и партнеров Научно-координационного центра “Гносис”. В докладе “Изучение религии в рамках культурно-ознакомительной практики студентов исторического факультета на Кипре” А.С. Утамиши подчеркнула важность религиозной идентичности для населения Кипра и рассказала о религиозном компоненте проводившихся на Кипре с 2017 по 2020 г. практик для студентов исторического факультета: посещение церквей и монастырей, знакомство с религиозными общинами.

После выступлений состоялось обсуждение сквозных тем, которыми тематически были объединены все доклады, и оживленная дискуссия по разным вопросам, касающимся религиозной идентичности. В дискуссии активное участие приняли студенты кафедры этнологии, задававшие вопросы докладчикам и делившиеся своим опытом изучения религиозной идентичности. В дистанционном формате к обсуждению также присоединились преподаватели и студенты Самарского государственного социально-педагогического университета.


Хронологическую глубину дискуссии придала заместитель заведующего кафедрой истории древнего мира, к.и.н., доцент О.В. Томашевич, сказав об актуальности проблемы религиозной идентичности ещё в древнем Египте. Подчеркнув, что по мнению Геродота, справедливо называемого “отцом истории”, египтяне были самыми богобоязненными из древних народов, она согласилась с выводом древнегреческого автора: египтянами могут считаться те, кто пьет воду Нила. Характерно, что селившиеся с начала I тыс. до н.э. в долине греки активно воспринимали египетские представления о жизни после смерти, в результате чего появились, например, фаюмские портреты.

Круглый стол состоялся в рамках Междисциплинарной научно-образовательной школы Московского университета “Сохранение мирового культурно-исторического наследия” (направление “Модели анализа языков и культур коренных народов России”).



- Программа круглого стола.pdf