Общественно-значимая внеучебная деятельность
20 апреля 2022 года кафедра этнологии исторического факультета МГУ провела одно из заседаний секции исторических наук ежегодной научной конференции Московского университета "Ломоносовские чтения".
Во вступительном слове заведующая кафедрой этнологии, д.и.н. О.Е Казьмина отметила, что доклады на конференции "Ломоносовские чтения" в соответствии с научной традицией кафедры знакомят с последними научными результатами, достигнутыми сотрудниками и их академическими интересами в настоящее время. В 2022 году доклады отражали такие фундаментальные темы как культурная идентичность идентичность, экономическая антропологией, антропология образования и музыкальная этнография.
Доклад профессора, д.и.н. Т.Д. Соловей "Вернуть Европу. Некоторые размышления по поводу коллективной монографии «Вкус Европы. Антропологическое исследование культуры питания» (М.: ИЭА РАН, 2020)" был посвящен проблемам этнической репрезентации культур народов Европы через призму питания. Татьяна Дмитриевна отметила, что господствующий либеральный этос с его презумпцией гражданского равенства и стремлением элиминировать расовые и этнические барьеры, из фактора силы превратился в фактор фундаментальной уязвимости Европы и коренных европейцев. Перезапуск европейских ценностей может иметь одной из отправных точек припоминание, взращивание (конструирование) автохтонных традиций питания народов Европы. Пища как коннотативный знак отстаивания "самости" – это не последний и не единственный "рубеж обороны" европейской идентичности перед лицом глобализации, унификации и стерилизации. Однако в ситуации, когда не работают апелляции к респектабельной истории, цивилизационной исключительности, культурному и экономическому превосходству, пищевые практики могут выступить одной из точек кристаллизации позитивного "образа Мы" европейских народов.
В сообщении доцента, к.и.н. Е.И. Лариной "Кредитное поведение и долговые отношения в среднеазиатском регионе" было рассмотрено экономическое поведение и ритуальные практики народов центральноазиатского региона, вовлечённых в новую культуру потребления на фоне традиционных этических норм и ценностей, активной трудовой миграции, вестернизации повседневного поведения. Сохранение традиционных практик создаёт три модели финансового поведения: взятие кредита в банке, заём у родственников, заём в локальных сетевых сообществах со своего рода кассой взаимопомощи (гапы ("гаштаки") в узбекской среде, "гаджа" у памирцев). Елина Игоревна отметила, что взаимное доверие и продолжительное знание выступает гарантом соблюдения условий возврата долга, создаёт условия взаимного поручительства и круговой поруки, поддержания равенства и ответственности в долговых обязательствах, социальной самозащиты в среде мигрантов. Во многом сохраняя прежние регистры истинности, современные долговые практики отражаются в нововведениях современности.
Преподаватель, к.и.н. А.Е. Солдатова сделала доклад на тему "Современные технические и методические возможности для преподавания этнологии на ступени бакалавриата". Анна Евгеньевна поделилась своим опытом преподавания с опорой на подходы из сферы проектирования образовательного опыта (learning experience design). Акцент в докладе был сделан на методики, которыми можно дополнить любой педагогический формат. Они позволяют преподавателю облегчить себе задачи по вовлечению слушателей, поддержанию их мотивации и закреплению изученного материала. Выступающая познакомила слушателей с собственными наработками в области методических возможностей новых компьютерных технологий, а также опытом преподавания в бакалавриате и магистратуре.
Выступление младшего научного сотрудника Г.А. Никитиной" Обида и ее отражение в музыке" показал, как через призму анализа произведений авторов хоровой музыки могут быть исследованы механизмы воздействия музыки на человеческую психику и применены подходы музыкотерапии, раскрыт эвристический потенциал музыкального творчества для социокультурной антропологии.
Каждый доклад завершался живым обсуждением и вопросами со стороны как других преподавателей, так и присутствовавших на заседании студентов.
Все программы секции исторических наук конференции "Ломоносовские чтения" доступны для ознакомления в разделе "Научная деятельность" сайта исторического факультета.
Заместитель декана по внеучебной работе со студентами - к.и.н., доцент кафедры истории России XX - XXI веков
Александр Александрович Вершинин.