Участники конференции «Море в культурных контекстах русской истории»
Новости науки
3-5 февраля 2024 года исторический факультет МГУ совместно с Соловецким морским музеем при поддержке гостевого комплекса "Времена года" (дер. Рауталахти, Питкярантский район Республики Карелия) провели всероссийскую научную конференцию "Море в культурных контекстах русской истории".
Со стороны исторического факультета МГУ его организаторами выступили сотрудники кафедры истории России до начала XIX века: к.и.н., доцент А.В. Лаушкин, зам. заведующего кафедрой, к.и.н., доцент Т.А. Матасова и к.и.н., доцент А.Е. Тарасов. Это были уже третьи научные чтения, посвященные проблемам русской духовной культуры, проведенные по инициативе сотрудников факультета в Рауталахти. Первые прошли в 2014 году, вторые – в 2020 году.
Образ моря ярко представлен во многих памятниках русской культуры XII–XX вв., а также в европейской россике. Средневековые интеллектуалы, а также писатели и поэты Нового и Новейшего времени, выражая широкий спектр идей и ассоциаций, нередко прибегали к образам моря, заключающим великое богатство смыслов. Метафизика моря, порожденная культурными контекстами, прорастала в морскую практику и духовную культуру людей, живших у моря и "живших морем", порождая нерасторжимое сплавление духовного и материального. Конференция была призвана обозреть хотя бы часть отражений образа моря в русской культуре в их сложности, противоречивости, взаимодействии. Ставка была сделана на малоизвестные, в т.ч. неопубликованные источники, с которыми работали исследователи.
Итоги своих размышлений над образами моря в традициях русской культуры на конференции представили 16 исследователей из разных культурных центров России – Архангельска, Москвы, Мурманска, Санкт-Петербурга, Соловков. 7 докладов сделали преподаватели, сотрудники и выпускники исторического факультета МГУ.
К.и.н., доцент А.В. Лаушкин в докладе "«Крест – кормчий на море»: древнейшие свидетельства о русских навигационных знаках в Белом море" обратился к запискам английских путешественников середины XVI в., побывавших на Русском Севере, – Т. Соутэма, Дж. Спарка и С. Барроу. Именно там отыскиваются самые ранние свидетельства о создании русскими мореплавателями искусственных навигационных знаков на берегах Белого моря ― сигнальных огней и приметных крестов. Докладчик подчеркнул, что в известных переводах этих текстов на русский язык Ю.В. Готье имеется ряд неточностей, затрудняющих корректное понимание данных, сохраненных англичанами. Основной вывод, к которому пришел А.В. Лаушкин в результате скрупулезного анализа этих данных (в ходе которого он опирался и на опыт собственных экспедиционных плаваний в морях Русского Севера), прозвучал так: “создание русскими знаков навигационной обстановки в Белом море началось не позднее середины XVI в. – ещё до проникновения в регион иностранцев”.
В докладе "Можно ли укротить море? Образ бурной морской стихии в русской книжности и народном сознании (XIII-XVIII вв.)" к.и.н., доцент Т.А. Матасова рассуждала о ряде особенностей отражения бушующего моря в русской традиции эпохи Средневековья и Нового времени. В центре внимания автора были особенности сосуществования нескольких традиций образа “неистовящегося” (по выражению Андрея Курбского) моря, их истоков и культурных оценок. Так, с одной стороны, уже в шестодневах, Толковой палее и других оригинальных и переводных богословских текстах море представлено как "великое и гордое", "неукротимое" и т.д. Важна была мысль о том, что обуздать опасные – подобные, по словам свт. Василия Великого, разъяренному коню - морские волны может только Господь, Сам или через Своих угодников.
Эти идеи нашли яркое отражение в русской агиографии, гимнографии и памятниках некоторых других жанров. В русских землях с XIV в. был распространен рассказ об Александре Македонском, повествующий о том, как греческий царь решил измерить высоту неба и глубину моря и как он потерпел в этом поражение, поскольку смертному человеку не дано постичь все тайны бытия. Важной была мысль о том, что нрав моря страшен, переменчив, во многом загадочен и до конца непостижим для человека ("морю же глубина не измерима"). Бурное море может даже предстать праведным судьей человека (как это представлено, например, в Житии Соловецкого старца Феофана). С другой стороны, существует не слишком развитая, но все же заметная народная традиция описания довольно смутных, но желанных возможностей обуздания морских волн силами человека. Это нашло отражение в целом ряде народных заговоров. Замечено, что концовка некоторых былин словами "синему морю на тишину, добрым людям на услышанье" также является своего рода заговором. Сходные настроения заметны и в некоторых поморских плачах, "ожиданьицах", поговорках и т.д. Интересно, что в одном из северных сказаний о Петре Великом подчеркивается, что император смог не только обуздать, но и высечь "море" (Онежское озеро). В докладе Т.А. Матасова раскрыла соотношение этих двух традиций в памятниках культуры, раскрыла причины выявленных особенностей.
К.и.н., доцент А.Е. Тарасов в докладе "Образы моря в Житии и Каноне преп. Варлааму Керетскому" коснулся проблемы изображения морской стихии в русской северной агиографии и гимнографии. Аркадий Евгеньевич отметил, что написанное неизвестным книжником Житие проложного типа, а также читающиеся в составе Жития чудеса преподобного, добавленные позднее другим автором, почти не содержат художественных характеристик моря и отношений с ним человека. Наоборот, Канон Варлааму, составленный в середине XVII века соловецким книжником Сергием Шелониным, разнообразно и ярко раскрывает морские образы. Уже ирмос первой песни (т.е. самое начало Канона) содержит морскую характеристику, представленную автором через библейскую аллюзию "море огустевая, погрузив со оружием гордаго фараона и люди спасе от работы и введе я в гору святыня"), которая задаёт тон дальнейшему повествованию. В Каноне море в целом выступает как чуждая стихия, противостоящая человеку и воплощающая смерть, однако оно может быть "укрощено" праведником. Так, после духовного преображения преподобного Варлаама оно начинает содействовать святому ("море убо на плещу своею тебе ношаше"), а непроходимые морские места, куда Варлаам изгнал морских "червей", противопоставляются чистому морскому пути людей, который те получили после их изгнания. По мнению А.Е. Тарасова, Канон преподобному Варлааму Керетскому представляет яркий пример памятника книжности, в котором отражены основные характеристики моря, сложившиеся в северной русской житийной литературе.
В докладе "«На премножайших слакдых водах…»: водные пространства в русской агиографии" к.и.н., специалист по учебно-методической работе кафедры истории России до начала XIX века исторического факультета МГУ А.В. Носов рассмотрел многочисленные образы воды в житиях русских преподобных XIV – XV вв. в контексте сакрализации пространства. В зависимости от замысла агиографа семантика воды могла быть как позитивной или сакральной (спокойные, богатые рыбой моря и озера, святая вода), так и отрицательной или "нечистой" (тяжелые испытания во время плавания, связь воды с языческими культами, затопление монастыря за грехи иноков). Внимание агиографов к водным пространствам объясняется большим количеством смыслов, которыми может наделяться вода, и объективным фактом основания монастырей на берегах рек, озер и даже на морском острове (Соловецкий монастырь).
В докладе выпускницы кафедры истории России до начала XIX века исторического факультета МГУ, к.и.н., ведущего редактора ЦНЦ "Православная энциклопедия" Е.В. Романенко был обстоятельно проанализирован вопрос о ходе и итогах путешествия прп. Нила Сорского на Восток – к святыням Константинополя, Палестины и Афона. Рассмотрев эту уникальную поездку в деталях, исследовательница пришла к выводу о том, что это паломничество оказало колоссальное влияние на становление мировоззрения выдающегося русского аскета, сформировав его представления об аскезе и идеальном устройстве скита. Е.В. Романенко подчеркнула, что в рукописных сборниках, связанных с именем прп. Нила, особое место занимают свидетельства о тех подвижниках благочестия, стяжание которыми Духа Святого было связано с теми местами, которые посетил прп. Нил. Среди них выделяются в т.ч. Студийский монастырь, процветший подвигами прп. Феодора Студита, а также Великая Лавра прп. Афанасия Афонского.
Доклад выпускника кафедры истории Церкви исторического факультета МГУ, к.и.н., зав. СИФ ЦИПР РГБ Ю.С. Белянкина был посвящен теме моря в выговском литературном наследии на примере текста, атрибутируемого Симеону Денисову из собрания Е. Барсова (ОР РГБ). Текст датируется второй четвертью XVIII в., то есть временем активного развития выговского морского промыслового флота. Выгореция если не полностью, то в большой степени зависела от водной стихии, от северных рек и арктических морей, доставлявших общежительству хлеб насущный и средства для повседневных нужд. Поэтому обращение к морю в выговских нарративах далеко не случайно. Помимо административно-хозяйственной регламентации морских промыслов, выговские наставники, иногда совмещавшие как духовное учительство, так и экономическое руководство, озаботились и духовной поддержкой трудников, отправлявшихся на Новую Землю, Шпицберген и другие суровые и порой смертельно опасные места. Изученное послание является блестящим образцом выговской риторической школы и ценным с историко-филологической точки зрения памятником.
Выпускница кафедры истории России до начала XIX века исторического факультета МГУ, к.и.н., зав. архивохранилищем РГАДА А.А. Богомазова сравнила описания морских бурь в записях Жития и чудес прпп. Зосимы и Савватия Соловецких и в приходо-расходных книгах Соловецкого и Антониево-Сийского монастырей. В житийной литературе встречаются как краткие, так и подробные описания ненастья. Так, в Житии дается пространное, красочное описание осеннего моря, начинающего покрываться льдом. В монастырском делопроизводстве записи о бурях кратки. В приходо-расходных книгах важно было отразить материальный ущерб: сломанное судно, испорченное оснащение, погибший груз, затраты на ремонт судна и оплату священникам за сорокоуст по утонувшим людям. Тем не менее, в агиографических и делопроизводственных документах описаны схожие бедствия и ситуации, в которых человек противостоит морской стихии.
Важной составляющей конференции стал круглый стол, посвященный презентации книг ее участников. Так, А.В. Лаушкин представил коллективную монографию "Соловецкий монастырь и морское наследие Русского Севера", вышедшую под его редакцией, а Т.А. Матасова – удостоенную в 2023 году премии "Просвещение через книгу" (2 место в номинации "Лучшая историческая книга") коллективную монографию "Русские княгини и их дворы XI-XVI вв.", одним из авторов которой она является.
Также состоялись презентации книг к.и.н., профессора НИИТИАГ М.И. Мильчика "Заонежье. История и культура. Очерки. Фотографии. Акварели. Планы" (СПб., 2023, издание 2-е, исправленное и дополненное); монографии клирика Соловецкого монастыря, преподавателя ПСТГУ о. Вячеслава Умнягина "Соловки. Пейзаж российского разномыслия" (М., 2021), удостоенной в 2023 году Премии памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова); книги д.и.н., с.н.с. СПбИИ РАН Н.В. Башнина "Высшее духовенство в начале церковной реформы Петре I правовой статус и имущественное положение" (М., СПб., 2022; в соавт. с И.Н. Шаминой и И.А. Устиновой). Наряду с этим были представлены сборники документов: "Описи строений и имущества Кирилло-Белозерского монастыря 1615 и 1635 гг.: Тексты и исследования" (М.: СПб., 2021), в составлении которого принял участие Н.В. Башнин; "Наша семья. Приходская жизнь сельского вологодского духовенства в начале ХХ века. Записки Александра Турундаевского" (Архангельск, 2023), подготовленного В.Н. Матониным; "Такие, как мы: военные дневники, письма, воспоминания. 1941-1945" (Архангельск, 2023), подготовленного В.Н. Матониным и к.т.н., заместителем директора Соловецкого Морского музея С.В. Рапенковой; Ю.С. Белянкин представил новейший, четвертый том продолжающегося издания, выходящего под его редакцией – "Каталог славяно-русских рукописных книг из собрания Е.Е. Егорова" (М., 2023).
Итоги конференции были подведены в ходе бурной, но доброжелательной дискуссии о судьбе и значении соловецкого наследия и образов моря в русской культуре.
Участники конференции посетили расположенный на территории гостевого комплекса "Времена года" парк "Русская Фиваида", примечательный тем, что в нем воссозданы некоторые ныне утраченные часовни Русского Севера. Среди них – часовня прп. Кирилла Белозерского, в освящении которой приняли участие гости конференции.