Расписание Личный кабинет ЭОС Документы Диссертационные советы Библиотека электронных ресурсов

+7 (495) 939-35-66 - деканат  все контакты
faculty@hist.msu.ru - электронная почта

 

Каталог публикаций

Для просмотра детального описания нажмите на слова "подробная информация" или на название публикации

Публикации показаны в каталоге по убыванию – от недавних к более ранним.

Русское искусство. III. Мимезис и утопия: сборник статей / науч. ред. Вл.В.Седов; сост. А.П.Салиенко. – СПб.: Алетейя, 2022. – 316 с.: ил. –  (Труды исторического факультета МГУ. Вып. 210. Сер. II: Исторические исследования, 141)

подробная информация

Настоящий сборник статей подготовлен по материалам прошедшей 9-10 апреля 2021 года в МГУ конференции "Русское искусство. Мимезис и утопия" и посвящен памяти профессора В.С. Турчина. В качестве предмета обсуждения была избрана тема мимезиса и утопии, позволившая создать напряженное проблемное поле и проанализировать творческие стратегии, определившие пути развития русского искусства Нового времени и XX столетия. Если миметический подход заключается в воспроизведении форм и явлений, уже существующих в действительности (в том числе в художественной сфере), то утопический принцип предполагает бегство от нее или создание иной реальности, которая может мыслиться как своего рода путеводная звезда, направляющая человечество или индивида к высшей цели, или как умозрительная альтернатива, не претендующая на практическое осуществление, но дающая шанс хотя бы мысленно отойти от сложившихся норм. Это полярные пункты, между которыми заключена история мирового искусства, но в реальной художественной жизни мимезис и утопия могут вступать в гораздо более сложные и разнообразные отношения. В статьях сборника показана вариативность этих отношений.

Издание адресовано историкам, историкам искусства и архитектуры, культурологам, студентам и аспирантам, а также широкой аудитории, интересующейся проблемами русской художественной культуры.


Русское искусство. II. Неучтенные детали: сб. ст. / науч. ред. Вл.В.Седов; сост. А.П.Салиенко. - СПб.: Алетейя, 2020. - 347 с.: ил. - (Труды исторического факультета МГУ. Вып. 170. Сер. II: Исторические исследования, 107)

подробная информация

Настоящий сборник статей подготовлен кафедрой истории отечественного искусства исторического факультета МГУ по материалам прошедшей 4-5 апреля 2019 года в МГУ конференции "Русское искусство. Неучтенные детали". Планируя конференцию, отражающую весь спектр истории русского искусства, мы хотели сделать акцент именно на неучтенных деталях. Речь идет о деталях разного веса - это и мелкие, но существенные для отдельного произведения искусства детали, обойденные вниманием исследователей, и совокупность фактов, важных для целостного понимания творчества художника или даже для осознания особенностей и путей развития целого стиля или направления, но, тем не менее, остававшихся вне поля научного зрения. Все эти детали собраны под одной обложкой в виде статей.

Издание адресовано историкам, историкам искусства и архитектуры, культурологам, студентам и аспирантам, а также широкой аудитории, интересующейся проблемами русской художественной культуры.


Русское искусство. Идея. Образ. Текст / отв. ред. В.В.Седов, А.П.Салиенко, Д.А.Андреев. - СПб.: Алетейя, 2019.- 374 с. - (Труды исторического факультета МГУ. Вып. 98. Сер. II: Исторические исследования, 52)

подробная информация
Коллективная монография является первой в рамках совместного проекта двух искусствоведческих кафедр исторического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова - кафедры всеобщей истории искусства и кафедры истории отечественного искусства. Авторский коллектив ставил перед собой задачу по формулированию и реализации новых способов и приемов изучения отечественного искусства. Материал коллективной монографии скомпонован по хронологическому принципу и строится из глав, которые объединены в три раздела. Сквозной темой, связывающей все структурные элементы монографии, являюти феномены конструирования художественного языка и художественного метода, а также сотворения образа творческой личности. Книга рассчитана на специалистов-искусствоведов, студентов, обучающихся в гуманитарных высших учебных заведениях, и на всех интересующихся историей отечественного искусства.

Русское искусство. I. Норма и разрыв: сб. ст. / науч. ред. Вл.В.Седов; сост. А.П.Салиенко. - СПб.: Алетейя, 2019. - 226 с. (Труды исторического факультета МГУ. Вып. 146. Сер. II: Исторические исследования, 88)

подробная информация
Сборник статей подготоален кафедрой истории отечественного искусства исторического факультета МГУ по материалам конференции "Русское искусство. Норма н разрыв". Внимание авторов сосредоточено на вопросах, связанных с нормой в искусстве различных эпох и периодов русского искусства. Норма, упорядоченность, правила в искусстве могут быть противопоставлены разрывам, распаду или ускоренному синтезу, наконец, девиациям. В этой сцепке норма означает спокойствие, разрыв - динамику. Но возможна и динамика внутри нормы. Все эти представления служат для обострения видения искусства, они способны дать новые углы зрения на целые периоды или на отдельные памятники.

Дело веры и труд любви. Новые произведения из Собрания русских икон при поддержке Фонда апостола Андрея Первозванного / Автор вступ. статьи и каталога А.С.Преображенский. - М.: Agey Tomesh, 2017. 328 с., ил.

подробная информация
Собрание русских икон при поддержке Фонда апостола Андрея Первозванного – одна из самых значительных коллекций в современной России, постоянно пополняемая новыми произведениями. В издании представлены памятники, поступившие в Собрание в последнее время. Это 135 икон XVI – начала XX столетия, исполненные выдающимися мастерами из разных художественных центров и регионов России. Публикуемые произведения, отличающиеся высоким художественным уровнем или редкостью иконографического решения, а в ряде случаев сохранившие надписи с датами и именами иконописцев, способствуют уточнению существующих представлений о русском иконописании позднего Средневековья и Нового времени. Некоторые иконы, первоначально входившие в состав крупных, но к настоящему времени разрозненных комплексов, удалось вернуть в их первоначальный контекст. Богато иллюстрированная книга включает каталог, содержащий подробные сведения о каждой иконе, и вступительную статью, в которой дается общая характеристика публикуемой части Собрания.

Седов Вл.В. Церковь Спаса на Ильине улице в Новгороде : архитектура боярского храма / отв. ред. Н.А. Макаров. – Вологда : Древности Севера, 2015. – 208 с. : ил.

подробная информация
Книга посвящена архитектуре и архитектурной истории ключевого памятника Великого Новгорода второй половины XIV века – церкви Спаса-Преображения на Ильине улице. Подробно рассмотрены данные письменных источников, соображения исследовавших здание ученых, памятник поставлен в контекст истории Славенского конца Новгорода, где он был построен. Для понимания характера архитектуры выдающегося храма предпринято исследование боярского заказа в новгородском искусстве и прежде всего в новгородской архитектуре. Формы памятника сопоставлены с формами их более ранних церквей Новгорода, сделана попытка на основе одного храма понять сущность боярской архитектуры вечевой республики. Книга предназначена для искусствоведов, архитекторов, историков, реставраторов, а также для всех интересующихся древнерусским искусством. Помимо текста, в книге воспроизведена 181 иллюстрация: это исторические и созданные автором чертёжи, фотографии, рисунки. Материалы для книги собраны автором в Великом Новгороде, Санкт-Петербурге и Москве. Издание осуществлено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ).

Смирнова Э.С. Искусство книги в Средневековой Руси. Лицевые рукописи Великого Новгорода.  XV век. М.: Северный паломник, 2011

подробная информация

Книга содержит полный обзор сохранившихся от XV века иллюстрированных рукописей Великого Новгорода. Миниатюры русских средневековых рукописей, благодаря их хорошей сохранности и отсутствию переделок, содержат важную и более полную информацию о художественном уровне и живописных особенностях местного искусства, чем дошедшие до нас иконы. Кроме того, миниатюры рукописей содержат оригинальные сюжеты и изобразительные мотивы, раскрывающие специфику местной культуры. Считалось, что в Новгороде в XV в. иллюстрированных рукописей не было вовсе, и что вся творческая энергия художников ушла в создание икон, которые пользуются большой известностью в среде историков искусства как наиболее выразительное явление в художественном наследии новгородской живописи. Первый вариант исследования Э.С. Смирновой, опровергший это мнение, вышел в 1994 г. (издательство "Наука"). Новое издание содержит более широкий материал, найденный в последние годы, и высококачественные репродукции, которые дают представление о высоком уровне книжного искусства Великого Новгорода – одного из крупнейших художественных центров Средневековой Руси.



[1 - 7 из 24]
Страницы:

Тематики каталога

Вы можете выбрать интересующую тематику, нажав на соответствующее ключевое слово, расположенное в списке ниже или рядом с обложкой публикации. После установки фильтра будут показаны только ключевые слова, связанные с выбранным.

Сбросить установки фильтра можно нажав на символ [x] справа от выбранного ключевого слова.