Расписание Личный кабинет ЭОС Документы Диссертационные советы Библиотека электронных ресурсов

+7 (495) 939-35-66 - деканат  все контакты
faculty@hist.msu.ru - электронная почта

 

Каталог публикаций

Для просмотра детального описания нажмите на слова "подробная информация" или на название публикации

Публикации показаны в каталоге по убыванию – от недавних к более ранним.

Fabrica mundi. Иллюстрирование научных идей в Средневековье и Новое время. Материалы научной конференции / Под ред. А.А.Байдовой, Е.А.Ефимовой, М.А.Лопуховой, отв. ред. Е.А.Ефимова. – М.: "КДУ", 2022. – 348 с., илл. + с цв. илл.

подробная информация

В сборнике публикуются статьи по материалам докладов, прозвучавших на научной конференции "Fabrica mundi: иллюстрирование научных идей в античности, средневековье и Новое время", которая была проведена в феврале 2020 года кафедрой всеобщей истории искусств исторического факультета Московского университета. В центре внимания авторов находятся изображения технических изобретений в книжной миниатюре и гравюре от средневековья до конца XVIII века, иллюстрации к научным сочинениям и практическим руководствам по архитектуре, инженерии, геометрии, медицине и ветеринарии, палеонтологии, ботанике, кулинарии, рисунки к путевым запискам путешественников. Некоторые памятники, представленные в статьях, публикуются впервые. Издание адресовано историкам искусства и культуры, историкам науки, специалистам по интеллектуальной истории и всем интересующимся.

Книга издана в серии "Труды исторического факультета МГУ" (Вып. 211. Серия II: Исторические исследования, 142).


История искусства древности в Московском университете. Имена и традиции / Под ред. Т.П.Кишбали, А.А.Корзун, М.А.Лопуховой; отв. ред. Н.А.Налимова. – М.: "КДУ", 2021. – 192 с., цв. ил.

подробная информация

Книга представляет собой коллективную работу, посвященную истории изучения искусства древнего мира в стенах Московского университета и преподавания таких "классических" его разделов, как искусство древнего Востока и греко-римской античности. Это попытка осмыслить опыт "московской школы" и университетской науки в контексте своего времени и одновременно взглянуть на него с определенной дистанции, с позиций современной гуманитарной науки. В центре внимания оказываются университетские педагоги: Карл Карлович Гёрц, Иван Владимирович Цветаев, Владимир Константинович Мальмберг, Борис Робертович Виппер, Всеволод Владимирович Павлов, Владимир Дмитриевич Блаватский, Николай Иванович Брунов. Рассматриваются их теоретические взгляды, исследовательские и общественные позиции, личные качества. Монография адресована специалистам-искусствоведам, антиковедам и всем интересующимся интеллектуальной жизнью Московского университета в XIX–XX веках.

Книга посвящается светлой памяти Ивана Ивановича Тучкова (1956–2018) и издана в серии "Труды исторического факультета МГУ" (Вып. 195. Серия II: Исторические исследования, 130).


"НА ИОНИЙСКИЙ ЛАД Я ПОЮ…": Сборник статей в честь Н.М.Никулиной: Научное издание / Под ред. Н.А.Налимовой и др. – М.: "КДУ", "Университетская книга", 2018 – 424 c., цв. илл.

подробная информация

Сборник статей приурочен к 80-летию замечательного историка искусства, ученого-антиковеда и педагога, профессора кафедры всеобщей истории искусств исторического факультета МГУ Наталии Михайловны Никулиной. Широта знаний и эрудиция Наталии Михайловны, её способность обращаться основательно и глубоко к художественным культурам разных регионов и эпох, а также к искусству разных форм, нашли отражение в посвященном ей сборнике. Значительное внимание в нём уделено рецепции искусства древности, разнообразным вариантам подражания, цитирования и интеграции античной художественной культуры в другие эпохи. Сборник адресован специалистам-искусствоведам, археологам, историкам и всем интересующимся историей мировой культуры.

Книга издана в серии "Труды исторического факультета МГУ" (Вып. 139. Серия II: Исторические исследования, 82).

Всеобщая история искусств, Античность Серия: "Труды исторического факультета МГУ" ISBN

Македония – Рим – Византия: искусство Северной Греции от античности до средних веков, материалы научной конференции: Научное издание / Под ред. Н.А.Налимовой, Т.П.Кишбали, А.B.Захаровой. – М. : "КДУ", "Университетская книга", 2017. – 250 c., цв. илл.

подробная информация

В сборнике представлены материалы конференции "Македония – Рим – Византия: искусство Северной Греции от античности до средних веков", которая прошла на историческом факультете МГУ в марте 2017 года. В ряде статей на русском и английском языках раскрывается специфика художественной жизни северо-греческого региона на протяжении более чем полутора тысячелетий. Исследователи обращаются к искусству Македонии эпохи Аргеадов и Антигонидов, римской провинции Македония, и, наконец, к средневековым художественным центрам – Фессалонике и городам Эпира.

Книга издана в серии "Труды исторического факультета МГУ" (Вып. 109. Серия II: Исторические исследования, 61).


Amant alterna camenae: сборник статей к 60-летию И.И. Тучкова / Ред. и сост. М.А.Лопухова. – М.: Издатель Степаненко, 2017. – 622 с. : ил., портр.; 21 см.

подробная информация

Сборник приурочен к 60-летию декана исторического факультета МГУ, доктора искусствоведения, профессора Ивана Ивановича Тучкова, известного российского ученого, специалиста по истории итальянского искусства эпохи Возрождения и Древнего Рима. В него вошли статьи видных историков и искусствоведов – коллег И.И.Тучкова по университету, его друзей, сотрудников крупнейших отечественных музеев и научно-исследовательских институтов, а также его учеников по кафедре всеобщей истории искусства исторического факультета МГУ, которой он руководит с 2007 года. Тематика статей охватывает широкий круг проблем отечественной и зарубежной культуры и раскрывает три основополагающих сюжета науки об искусстве. Это история ключевых терминов и понятий в истории искусства; историческая судьба отдельного художественного памятника и его историография, которая подчас становится иллюстрацией истории дисциплины в целом; наконец, аллегорическая репрезентация государственной власти и личности заказчика, его увлечений и вкусов, в памятниках дворцовой и загородной архитектуры, живописи, садово-паркового и интерьерного искусства от древности до Нового времени – проблема, которую много и успешно исследует сам И.И. Тучков. Издание адресовано историкам, историкам искусства и архитектуры, культурологам, студентам и аспирантам, а также широкой аудитории, интересующейся проблемами мировой и отечественной художественной культуры.

Книга издана в серии "Труды исторического факультета МГУ" (Вып. 89. Серия II: Исторические исследования, 45).


Ванеян С.С. Гомбрих, или Наука и иллюзия. Очерки текстуальной прагматики. М.: Изд. дом ВШЭ, 2015. 304 с.

подробная информация
Книга представляет собой собрание эссе на тему насущных проблем истории искусства как практики возобновления смысла применительно к визуальной реальности прошлого. Ориентиром в этом начинании служит предельно монументальная фигура Эрнста Гомбриха — историка, но прежде всего теоретика истории искусства, достигшего в своей научной дискурсивности уровня подлинного творчества и обнажившего перформативные корни научного знания как такового. В лице Гомбриха и в сюжетах его взаимоотношений с иными личностями — Поппером, Варбургом, Панофским, Митчеллом, Прециози, Виндом и многими другими — обнаруживаются и сущностные аспекты науки как межличностной коммуникации внутри и по краям разнообразных концептуальных контекстов, что дает  специфические иллюзорные эффекты, родственные эффектам достоверности, на которые, как обычно считается, способны лишь изобразительные искусства. Книга будет полезна специалистам в области эстетики, психологии и философии, а равно и всем, интересующимся искусством и его интерпретацией.

Дажина В.Д. «Великая война» (1914–1918) и судьбы европейского искусства. М.: БуксМАрт, 2014. — 228 с.

подробная информация
В книге впервые в отечественной историографии рассмотрено искусство эпохи Первой мировой войны в широком культурно-историческом контексте. Подробно проанализировав основные стили и направления в предвоенном искусстве, включающем эксперименты авангарда, прежде всего таких его практик, как фовизм, кубизм, футуризм и экспрессионизм, автор первый раз в столь полном объеме представляет историю европейского искусства военного времени. Здесь рассмотрено творчество художников-фронтовиков и официальных военных художников воюющих стран: Англии, Франции, Италии, Германии и Австрии – англичан К.Р.Невинсона, П.У.Льюиса, П.Нэша, С.Спенсера, французов Ф.Леже, П.Пикассо, М.Дени, Ф.Валлотона, А.Маре, немцев М.Бекмана, О.Дикса, Л.Кирхнера, австрийцев Э.Шиле и А.Эггер-Линца и многих других. В книгу включен большой материал по центрам интеллектуальной эмиграции в США и Швейцарии, в ней затронуты проблемы возникновения такого контркультурного движения, как дадаизм. В этом контексте рассмотрено творчество М.Дюшана, Ф.Пикабиа, Мэн Рея, Т.Тцара, М.Эрнста, Г. Арпа и др. Особое внимание уделено берлинской группе дадаистов. В заключение автор на основе анализа творчества ведущих мастеров дает характеристику стилей и направлений послевоенного искусства. Книга содержит большое количество иллюстраций и краткие биографии художников-участников войны.

Попова О.С. Пути византийского искусства. М.: Гамма-пресс, 2013. – 460 с., 406 ил.

подробная информация
Книга представляет собой итог многолетней исследовательской и преподавательской деятельности автора – одного из ведущих российских византинистов, профессора МГУ имени М.В.Ломоносова, доктора искусствоведения О.С. Поповой. В книге прослеживается многовековая история стиля византийского искусства, получившая воплощение в архитектуре храмов, в их мозаиках и фресках, в иконах и миниатюрах рукописных книг. Стилистические особенности рассматриваются при этом как символическое выражение смысла образов византийского искусства, сформированного христианским миросозерцанием и традициями античной культуры. Это наследие стало той основой, на которой выросла художественная культура Древней Руси и других православных стран. В этом богато иллюстрированном научном издании история византийского искусства излагается в форме, доступной не только специалистам, но и самому широкому кругу читателей. В 2015 г. книга «Пути византийского искусства» была удостоена Макарьевской премии первой степени в номинации «История православных стран и народов».

Попова О.С., Захарова А.В., Орецкая И.А. Византийская миниатюра второй половины X – начала XII века. - Москва: Гамма-пресс, 2012. - 468 с., 384 ил.

подробная информация
Книга посвящена византийской книжной миниатюре времени ее наивысшего расцвета. На примере нескольких десятков греческих рукописей, хранящихся как в российских, так и в зарубежных библиотеках и музеях, авторы рассматривают развитие стиля и образного содержания византийского искусства второй половины X – начала XII века. Это развитие явилось результатом  сложных духовных процессов, происходивших в византийском обществе. На него влияли и такие факторы как связь искусства с богослужением, творческая индивидуальность художников, условия сотрудничества писцов, миниатюристов  и хрисографов. В книге воспроизведены и проанализированы миниатюры иллюстрированных рукописей, многие из которых никогда не публиковались; для некоторых в ходе исследовательской работы были уточнены время и место создания, доля участия разных художников в их украшении.

Ванеян С.С. Архитектура и иконография. «Тело символа» в зеркале классической методологии. - М.: Прогресс-Традиция, 2010. – 832 с.

подробная информация
Впервые в науке об искусстве предпринимается попытка систематического анализа проблем интерпретации сакрального зодчества. В рамках общей герменевтики архитектуры выделяется иконографический подход и выявляются его основные варианты, представленные именами Й.Зауэра (символика Дома Божия), Э.Маля (архитектура как иероглиф священного), Р.Краутхаймера (собственно – иконнография архитектурных архетипов), А.Грабара (архитектура как система семантических полей), Ф.-В.Дайхманна (символизм архитектуры как археологической предметности) и Ст.Синдинг-Ларсена (семантика литургического пространства). Признаются несомненные ограничения иконографии, заставляющие продолжать поиски иных приемов описания и толкования архитектурно-литургического целого - храмового тела, понимаемого и как "тело символа", как форма и средство теофании. В обширных приложениях представлен в том числе и обзор отечественного опыта архитектурной иконографии

Тучков И.И. Виллы Рима эпохи Возрождения как образная система: иконология и риторика. М.: Издательство МГУ, 2007.

подробная информация
Автор рассматривает проблемы, связанные с анализом идейного мира ренессансной виллы и его художественной интерпретации. На примере неповторимых загородных резиденций Вечного города и его ближайших окрестностей XVI столетия показаны индивидуальность художественного решения и программы декорации римских вилл, образный строй и претворение идеалов сельской жизни, влияние классической традиции и особенности воздействия итальянской виллы эпохи Возрождения на последующую европейскую практику создания сельских усадеб.

Попова О.С. Проблемы византийского искусства. Иконы, мозаики фрески. - М.: Северный паломник, 2006. – 1087 с.

подробная информация
Сборник работ автора о памятниках византийского искусства V-XV века. Исследования об ансамблях мозаик и фресок и об отдельных иконах, о стиле византийского искусства на протяжении его истории.

Бодрова В.Н. Античные образы в голландской живописи XVII века. Москва : МАКС Пресс, 2005. – 181 с., илл.

подробная информация
Монография В.Н.Бодровой "Античные образы в голландской живописи XVII века" посвящена характеристике классической традиции в голландской живописи этого времени. Осмысление образа античности, созданного голландскими мастерами в живописи, важно для понимания особенностей голландского мира, столь отличного не только от мира классического, но, в определенных аспектах, отличающегося от мира соседних европейских стран, а также расширяет представление о голландской живописи XVII века, не укладывающейся в рамки "низких" жанров.

Тучков И.И. Классическая традиция и искусство Возрождения : (Росписи вилл Флоренции и Рима). - М. : Изд-во МГУ, 1992. - 207,[1] с.

подробная информация
В монографии представлен увлекательный мир ренессансной загородной резиденции. Показана его живая связь с наследием классицизма. Основное внимание уделено убранству вилл Флоренции и Рима, выполненному такими мастерами, как Андреа дель Кастаньо, Антонио Поллайоло, Рафаэль и др. Описана гуманистическая программа росписи.
Для всех, интересующихся культурой и искусством Возрождения.


[1 - 14 из 14]
Вам показан весь список    

Ключевые слова

Вы можете уточнить поиск, нажав на соответствующее ключевое слово в списке ниже:


Сбросить установки фильтра можно нажав на символ [x] справа от выбранного ключевого слова.

Тематики каталога