Расписание Личный кабинет ЭОС Документы Диссертационные советы Библиотека электронных ресурсов

+7 (495) 939-35-66 - деканат  все контакты
faculty@hist.msu.ru - электронная почта

 

Новости "Арт-лектория"

19.09.2023 "Арт-лекторий": кураторская экскурсия И.А. Доронченкова по выставке "После импрессионизма. Русская живопись в диалоге с новым западным искусством"  1250 

"Арт-лекторий": кураторская экскурсия И.А. Доронченкова по выставке "После импрессионизма. Русская живопись в диалоге с новым западным искусством"

19 сентября 2023 года очередной сезон “Арт-лектория” исторического факультета МГУ открылся экскурсией студентов-искусствоведов по залам выставки “После импрессионизма. Русская живопись в диалоге с новым западным искусством”. По масштабному проекту ГМИИ имени А.С. Пушкина слушателей провел куратор выставки, зам. директора музея по научной работе Илья Аскольдович Доронченков – пожалуй, один из самых интересных исследователей европейского искусства рубежа XIX-XX веков и художественной критики этого периода, чьи лекции и просветительские проекты пользуются огромной любовью слушателей.

Выставку открывало монументальное полотно “Завтрак на траве” Клода Моне, и Илья Аскольдович обратил внимание экскурсантов на размер картины, свидетельствующий о кардинальном изменении мышления художников. Формат, выбранный для бытовой сцены, соответствовал скорее историческому жанру, следовательно, самой обыденной повседневности придавался новый статус. Благодаря творчеству Клода Моне, критика заговорила об импрессионизме как о самостоятельном направлении в искусстве, так что эта картина явилась прологом ко всей выставке, первый этаж которой был посвящен реалистам и импрессионистам.

В целом из рассказа куратора создалось впечатление, что экспозиция достаточно подробно раскрыла тему взаимодействия русской школы живописи с европейскими новшествами в последней трети XIX века. В контексте этого разговора особое место занимал эскиз В.М. Васнецова “Балаганы в окрестностях Парижа”: это яркий пример “очень русской” картины, написанной во Франции. Подобно своим отечественным коллегам, мастер представил разные типы парижского общества со свойственным русскому художнику психологизмом. Невероятно наблюдательный живописец, Васнецов и в своих заграничных полотнах честно изображал окружающую его действительность, например, танцовщицу в откровенном наряде; но этот жест был слишком смелым, чтобы остаться в окончательном варианте картины. Показывая работы передвижников, написанные в Париже, И.А. Доронченков подчеркнул парадоксальный факт – насколько продуктивно для искусства было непонимание некоторых сторон быта, культуры и особенностей европейского общества, которое испытывали живописцы, оказавшись в пенсионерской поездке, поскольку они были слабо интегрированы в заграничную художественную жизнь. Это заставляло их наделять “русской душой” “французские” сюжеты.


В дальнейших залах последовательно раскрывалась история различных художественных течений, от импрессионизма, постимпрессионизма и дивизионизма до кубизма, и их восприятие в России. Помимо хорошо знакомой блестящей коллекции Пушкинского музея, аранжированной по-новому, в них можно было увидеть работы, предоставленные Третьяковской галереей и провинциальными собраниями, которые крайне редко гостят в Москве. Некоторые из них в сопоставлении с картинами французских художников стали для студентов настоящей сенсацией, например, “Игра в бильярд” Василия Рождественского из Елецкого городского краеведческого музея, оказавшаяся в экспозиции рядом с работами Ван Гога и Гогена. Наибольшее же внимание приковали к себе признанные мастера русского авангарда: Ольга Розанова, Владимир Татлин, Илья Машков и, конечно, Наталья Гончарова и Михаил Ларионов.

Студенты были очень вдохновлены как представленными шедеврами, так и блестящим повествованием Ильи Аскольдовича – интерес был неподдельный.


Назад к списку новостей