Новости дополнительного образования
26 августа 2020 года на историческом факультете МГУ состоялась летняя онлайн-школа для учителей истории "Преподавание истории в школе: современные информационные технологии в помощь учителю". Эта тема была подсказана самой жизнью: форсированным переходом школьного и вузовского образования в онлайн-пространство в условиях пандемии. Получив этот ценный, пусть и спонтанный, и временами противоречивый опыт, учителя-историки подошли к следующему этапу: эффективной адаптации существующего информационного инструментария для разработки и проведения уроков истории, а также поиску новых образовательных ресурсов.
Проблематика мероприятия вызвала живой и неподдельный интерес учителей-историков. В работе школы приняли участие более 240 педагогов из 35 регионов России и четырех стран ближнего зарубежья, придав встрече не только общероссийский, но и международный масштаб. С приветственным словом к участникам обратился заместитель декана исторического факультета по учебно-методической работе, к.и.н., доцент В.Н. Истратов.
В тематическом плане работа вебинара распадалась на два проблемных блока. Первый из них, организованный усилиями сотрудников кафедры исторической информатики исторического факультета МГУ во главе с заведующим, член-корр. РАН, д.и.н., профессором Л.И. Бородкиным, охватывал теоретические и практические аспекты цифровизации исторических исследований и образования. Второй блок был представлен лекцией к.и.н., доцента лаборатории теоретико-методологических проблем исторического образования А.А. Талызиной, осветившей вопросы подготовки школьников к предметным олимпиадам по истории.
Л.И. Бородкин в своей лекции охарактеризовал содержание "цифрового поворота" в исторических исследованиях и образовании. Было отмечено, что эффект происходящей масштабной цифровизации не только способствует расширению источниковой базы исторических исследований, формированию более полной картины изучаемых исторических процессов или событий, но и может дать импульс новой исследовательской гипотезе, скорректировать выводы исследования. Этот процесс привел к росту спроса на компьютерные методы анализа источникового материала. Оценка результативности новых цифровых инструментов, соответствующего приращения знания в тех или иных областях истории, должна проводиться по итогам конкретно-исторических исследований. Лекция содержала целый ряд примеров использования современных цифровых технологий в исследовательских проектах кафедры исторической информатики, включая проекты по виртуальной реконструкции подмосковных усадеб XVIII - XIX вв., а также исторического ландшафта Белого города Москвы. Обсуждались возможности использования этих разработок в обучении школьников истории.
Отзывы слушателей о состоявшейся лекции:
- Дарья Еремчук: Спасибо вам огромное за интересную лекцию! Сразу захотелось разработать элективный курс для школьников "историческая информатика". Новое и необычное направление, которое детей привлекло бы к глубокому изучению истории.
- Ольга Никитина : Безмерное спасибо за интереснейшую информацию!!! Узнала много нового.
- Игорь Разумовский : Нужная и актуальная работа. Спасибо огромное! Очень интересно и познавательно!
- Мария Дмитриевская : Благодарю лектора!
- Александр Николаев : Спасибо. Вся информация очень актуальна и своевременна в условиях пандемии, информатизации и глобализации современного мира.
В лекции к.и.н., доцента кафедры исторической информатики А.Ю. Володина были показаны современные подходы к созданию электронных образовательных сред, краткая эволюция и сравнение возможностей современных ЭОС, обсуждены способы применения дидактических сценариев в построении исторического материала онлайн, обобщен опыт использования электронных образовательных ресурсов и ЭОС на историческом факультете МГУ (за последние 15 лет).
Отзывы слушателей о состоявшейся лекции:
- Игорь Разумовский: Спасибо огромное!!!! Очень актуально! Очень интересно!
- Марина Салтановская: Большое спасибо! Очень интересно!
- Ольга Кручинина: Спасибо большое, Андрей Юрьевич!
- Татьяна: Спасибо за информацию! Благодарю! Приятный голос!
- Марина: Вся информация очень актуальна, спасибо большое
В своём выступлении сотрудник кафедры исторической информатики М.С. Мироненко поставил вопрос об использовании технологий виртуальной реальности в образовательном процессе на примере визуальной история развития города, реконструкции усадебных комплексов, история науки. Он рассказал о создании контента для виртуальных миров, о работе архитектора виртуальных пространств и их уровнях, о том, где и как в МГУ учат моделировать 3D-миры и "оживлять их".
Отзывы слушателей о состоявшейся лекции:
- Светлана Каймакова: Спасибо за материалы и обучение. Вы команда!!
- Ольга Марущак: Большое спасибо! Это невероятно круто!!!
- Вера Садова: Революция исторического образования. Низкий поклон лекторам и организаторам! Истфак - лучший!!!
- Татьяна Рябченко: Молодцы!! Много вы сделали. Увлеченные!
- Елена Андреева: Вас слушать - огромное удовольствие.
К.и.н., доцент кафедры исторической информатики Т.Я. Валетов прочитал лекцию о применении картографии в исторической науке и образовании. Он рассказал о геоинформационных системах, показал примеры их использования в современных научных исследованиях. Т.Я. Валетов также поднял вопрос о доступных в сети ресурсах по исторической картографии: коллекциях исторических карт, основах для построения ГИС, а также проектах, показывающих исторические процессы на карте.
Отзывы слушателей о состоявшейся лекции:
- Ольга Фомичева: Весьма важная и интересная тема!
- Татьяна Абакумова: Карты очень важны для уроков, ВПР, ОГЭ и ЕГЭ.
- Геннадий Сулимов: Cпасибо за полезный материал. К сожалению, не все видят необходимость в картографии на уроках истории.
- Александр Николаев: Спасибо за материал. Картография-важная часть обучения истории.
- Ольга Бурмистрова: Спасибо! Материал - отлично подан! Спасибо!
В лекции "Предметные олимпиады школьников по истории" к.и.н., доцент А.А. Талызина затронула вопросы подготовки учащихся к олимпиадам как фактора формирования интереса к предмету. Были рассмотрены основные типы заданий Всероссийской олимпиады школьников по истории, выявлены ключевые особенности подготовки учащихся разных возрастных групп, предложены авторские методики работы со школьниками в зависимости от возраста и уровня подготовки. Особое внимание было уделено возможностям использования современных информационных технологий при работе с одаренными детьми.
Отзывы слушателей о состоявшейся лекции:
- Александр Николаев: Очень интересные технологии. Можно и нужно использовать в работе с одаренными учащимися. Спасибо за практическую направленность видеолекции.
- Татьяна Ефанова: Огромное спасибо за раскрытие столь актуальных тем!
- Ольга Уколова: Спасибо огромное, очень полезное занятие!
- Анна Волошинова: Спасибо большое, очень полезная информация для подготовки к олимпиаде!
- Александр Николаев: Спасибо за рекомендации и советы.
Видеозапись состоявшихся лекций летней онлайн-школы
нажмите на маркер времи или значок "пуск" в экране плеера для просмотра
- 0:00:09 – "Исторические исследования и образование в эпоху «цифрового поворота»" (Леонид Иосифович Бородкин).
- 1:16:34 – "Подготовка к Всероссийской олимпиаде школьников по истории и развитие интереса к предмету" (Анна Аркадьевна Талызина).
- 2:50:23 – "Обучение истории в электронных образовательных средах" (Андрей Юрьевич Володин).
- 3:52:16 – "Использование технологий виртуальной реальности в преподавании истории в школе" (Максим Сергеевич Мироненко).
- 5:17:39 – "Междисциплинарные подходы в изучении и обучении истории: возможности географических информационных систем (история + география)" (Тимур Якубович Валетов).
- 6:21:57 – Подведение итогов работы школы.
Работа летней школы оказалась такой продуктивной и насыщенной, а её атмосфера столь доброжелательной во многом благодаря заинтересованности и энтузиазму наших коллег – учителей истории, задававших множество разнообразных вопросов и делившихся своими идеями в общем чате платформы "Zoom". Вебинар ещё раз подчеркнул важность взаимодействия преподавателей исторического факультета МГУ и сообщества школьных учителей в поиске новых форм преподавания нашего любимого предмета – истории.
Отзывы слушателей, поступившие в адрес организаторов летней школы:
- Наталья Конорова: Исключительная деликатность,тактичность Ольги Агансон и молниеносная реакция, кипучая энергия Ольги Кожевниковой (Максимовой) ставят их в первые ряды модераторов всех времен и народов. Спасибо за оптимальную организацию!
- Галина Пулинец: Спасибо огромное всем организаторам и соорганизаторам за замечательную конференцию. МГУ есть МГУ. Много полезной информации.
- Светлана Каймакова: Мне, географу, интересно было побыть среди историков. Работаем в одном направлении. Много интересной информации. Надо дружить!
- Анна Волошинова: Большое спасибо за очень интересные материалы! Спасибо за возможность расширить свои знания в разных направлениях в преподавании истории.
- Наталья Конорова: Очень удобен дистанционный формат - это экономит силы, время (экономится время на дорогу, ну и средства - на неё же). Можно совместить работу в школе и работу в режиме видеоконференции. Разноплановость тем - от подготовки к олимпиадам до "цифровых горизонтов" обучения, а также заранее известная программа позволяют выбрать и спланировать получение интересной и полезной информации.
- Татьяна Коломиец: Как приятно, что участвуют в Летней школе не только россияне, но она приобрела международные масштабы!
- Ольга Пудова: Спасибо организаторам и лекторам за интересный и доступный формат Летней школы. Дистанционные встречи стирают границы, позволяют объединить большое количество участников. Школьным учителям важно сотрудничество с таким авторитетным вузом, как МГУ. Ждем новых встреч!
- Евгеня Ерицян: Спасибо большое от учителей Беларуси!
- Равшан Назаров: Огромное спасибо! Очень высокий уровень!
- Светлана Погоржальская: Такие занятия зарядку дают учителям на учебный год, спасибо МГУ. На высоте, как всегда.
дополнительного образования
Каталог всех программ дополнительного образования исторического факультета МГУ