Расписание Личный кабинет ЭОС Документы Диссертационные советы Библиотека электронных ресурсов

+7 (495) 939-35-66 - деканат  все контакты
faculty@hist.msu.ru - электронная почта

 
Горизонтальное меню

Новости кафедры

14.10.2019 Цикл лекций Антонио Корсо "Memory of Ancient art in the Middle Ages"  5835 

Цикл лекций Антонио Корсо "Memory of Ancient art in the Middle Ages"

8-14 октября 2019 года на историческом факультете МГУ профессор Итальянской археологической школы (Афины), доктор Антонио Корсо (Antonio Corso) прочитал лекционный курс "Memory of Ancient art in the Middle Ages" [Классическая традиция в средневековом искусстве].

Доктор А.Корсо - крупнейший специалист в области классической археологии, филологии и истории искусства, автор многочисленных публикаций, посвященных вопросам атрибуции и интерпретации античной скульптуры, античной художественной критике и архитектурной теории. Он неоднократно бывал в России, участвовал в научных конференциях в Москве и Санкт-Петербурге. В 2016 и 2017 годах на историческом факультете МГУ им были с успехом прочитаны циклы лекций по искусству Древней Греции и Древнего Рима.

В этом году профессор А.Корсо представил вниманию слушателей новый авторский цикл о судьбах классической античности в средние века. В ходе лекций сопоставлялись греческие и латинские источники, античные и средневековые, прослеживались их преемственность и различия. По их сведениям, можно в определенной мере восстановить, какие памятники античности были известны средневековью непосредственно, поскольку находились в коллекциях древностей или общественных пространствах, а какие - лишь косвенно, по описаниям и упоминаниям. Таким образом, слушатели курса получили возможность прочувствовать интеллектуальную атмосферу отдельных исторических эпох через призму рецепции античности.


Фоторепортаж о лекциях в медиатеке нашего сайта

Так, материал так называемого "Салмазиева сборника" демонстрирует сохранение особого, возвышенного отношения к античной культуре при дворе вандальских королей Карфагена. Исидор Севильский в "Этимологиях" уделяет особое внимание воспроизведению и комментированию типологии древнеримских сооружений - уже не имевшей особого отношения к реальным строительным практикам в VII веке, но обрисовывающей систему представлений и ценностей античной архитектуры. Именно в этот момент формировалось особое отношение к Витрувию как к главному авторитету в архитектуре древних.

На лекции, посвященной памяти об античном искусстве в Константинополе в период так называемых "темных веков", А.Корсо много рассуждал об отношении византийцев к античным статуям, которые нередко наделялись магическими свойствами, а также об отношении к фигуре Фидия. В разговоре о времени Каролингов профессор проследил восприимчивость средневековой архитектуры к античному наследию на неожиданном материале: проанализировав особенности устройства монастырских клуатров, подчеркнул их связь с античными перистилями, а не атриумами раннехристианских церквей.


В период правления Македонской династии античное искусство в Константинополе было представлено как оригинальными памятниками (выставленными, например, на Ипподроме и форуме Константина), так и в письменных источниках. Однако знания о знаменитых антиках порой передавались в искаженном виде. Разговор о восприятии античного наследия в определенных слоях византийской элиты завершился анализом источников эпохи Комнинов.

Развивая тему восприятия античного искусства средневековым Западом, отдельную лекцию А.Корсо посвятил знаменитым римским статуям, входившим в папское собрание и выставлявшимся во дворе Латеранского дворца (среди них "Мальчик, вытаскивающий занозу", "Капитолийская волчица", конная статуя Марка Аврелия, "Брут Капитолийский", которые теперь хранятся в Капитолийских музеях). Многие из них были доступны для осмотра, а их описание вошло в "Рассказ Магистра Григория о чудесах города Рима" – важный источник XII века, позволяющий судить о восприятии римских древностей на Западе в эпоху высокого Средневековья.

Курс завершился разговором о рецепции античного искусстве в культуре Италии на пороге Возрождения.

Репортаж подготовлен сотрудниками кафедры всеобщей истории искусств к.иск., доцентом Т.П.Кишбали, к.иск., старшим преподавателем Н.А.Налимовой и аспиранткой кафедры А.Е.Меденниковой.



Назад к списку новостей

Новые издания

нажмите на обложку для просмотра

Посмотреть весь каталог публикаций