Новости кафедры
8-14 октября 2019 года на историческом факультете МГУ профессор Итальянской археологической школы (Афины), доктор Антонио Корсо (Antonio Corso) прочитал лекционный курс "Memory of Ancient art in the Middle Ages" [Классическая традиция в средневековом искусстве].
Доктор А.Корсо - крупнейший специалист в области классической археологии, филологии и истории искусства, автор многочисленных публикаций, посвященных вопросам атрибуции и интерпретации античной скульптуры, античной художественной критике и архитектурной теории. Он неоднократно бывал в России, участвовал в научных конференциях в Москве и Санкт-Петербурге. В 2016 и 2017 годах на историческом факультете МГУ им были с успехом прочитаны циклы лекций по искусству Древней Греции и Древнего Рима.
В этом году профессор А.Корсо представил вниманию слушателей новый авторский цикл о судьбах классической античности в средние века. В ходе лекций сопоставлялись греческие и латинские источники, античные и средневековые, прослеживались их преемственность и различия. По их сведениям, можно в определенной мере восстановить, какие памятники античности были известны средневековью непосредственно, поскольку находились в коллекциях древностей или общественных пространствах, а какие - лишь косвенно, по описаниям и упоминаниям. Таким образом, слушатели курса получили возможность прочувствовать интеллектуальную атмосферу отдельных исторических эпох через призму рецепции античности.
Так, материал так называемого "Салмазиева сборника" демонстрирует сохранение особого, возвышенного отношения к античной культуре при дворе вандальских королей Карфагена. Исидор Севильский в "Этимологиях" уделяет особое внимание воспроизведению и комментированию типологии древнеримских сооружений - уже не имевшей особого отношения к реальным строительным практикам в VII веке, но обрисовывающей систему представлений и ценностей античной архитектуры. Именно в этот момент формировалось особое отношение к Витрувию как к главному авторитету в архитектуре древних.
На лекции, посвященной памяти об античном искусстве в Константинополе в период так называемых "темных веков", А.Корсо много рассуждал об отношении византийцев к античным статуям, которые нередко наделялись магическими свойствами, а также об отношении к фигуре Фидия. В разговоре о времени Каролингов профессор проследил восприимчивость средневековой архитектуры к античному наследию на неожиданном материале: проанализировав особенности устройства монастырских клуатров, подчеркнул их связь с античными перистилями, а не атриумами раннехристианских церквей.
В период правления Македонской династии античное искусство в Константинополе было представлено как оригинальными памятниками (выставленными, например, на Ипподроме и форуме Константина), так и в письменных источниках. Однако знания о знаменитых антиках порой передавались в искаженном виде. Разговор о восприятии античного наследия в определенных слоях византийской элиты завершился анализом источников эпохи Комнинов.
Развивая тему восприятия античного искусства средневековым Западом, отдельную лекцию А.Корсо посвятил знаменитым римским статуям, входившим в папское собрание и выставлявшимся во дворе Латеранского дворца (среди них "Мальчик, вытаскивающий занозу", "Капитолийская волчица", конная статуя Марка Аврелия, "Брут Капитолийский", которые теперь хранятся в Капитолийских музеях). Многие из них были доступны для осмотра, а их описание вошло в "Рассказ Магистра Григория о чудесах города Рима" – важный источник XII века, позволяющий судить о восприятии римских древностей на Западе в эпоху высокого Средневековья.
Курс завершился разговором о рецепции античного искусстве в культуре Италии на пороге Возрождения.
Репортаж подготовлен сотрудниками кафедры всеобщей истории искусств к.иск., доцентом Т.П.Кишбали, к.иск., старшим преподавателем Н.А.Налимовой и аспиранткой кафедры А.Е.Меденниковой.