17 апреля 2019 года в рамках проекта "Арт-лекторий" прошла встреча-дискуссия с научным сотрудником ГМИИ имени А.С.Пушкина Данилой Булатовым, куратором масштабной выставки "Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и Лондонская школа".
В ходе дискуссии со старшим преподавателем кафедры всеобщей истории искусств Е.С.Кочетковой Данила Булатов уделил внимание очевидной связи между художниками "Лондонской школы" и старыми мастерами. Известно, что Фрэнсис Бэкон интересовался работами Маттиаса Грюневальд, Люсьен Фрейд – творчеством Альбрехта Дюрера, а Майкл Эндрюс увлекался Диего Веласкесом.
Д.Булатов провёл между ними гораздо более наглядные и любопытные параллели и очертил современный контекст, в котором формировался этот феномен. Он сопоставил его с фигуративным искусством непосредственно послевоенного периода, поп-артом, но главным образом с радикальными перформативными практиками, появившимися почти одновременно с "Лондонской школой". Существующая философская интерпретация творчества "лондонцев", которую очертила научный сотрудник "Московского музея современного искусства В.В.Рыженкова оказалась очень созвучна этому замечанию.
"Лондонская школа" - яркое и чрезвычайно разнородное, неустойчивое художественное явление в британском искусстве. Этот термин появился в 1976 по воле художника Р. Китая: так он назвал группу мастеров, принимавших участие в выставке "Человеческая глина". Название этой выставки подсказывало, что основной фокус внимания был направлен на проблему телесности, что, разумеется, не могло быть случайностью. События Второй мировой войны в корне изменили отношение к человеку и человеческому телу, переживанию телесности, телесного страдания, определив основное стремление художников "Лондонской школы" – в эпоху повсеместного увлечения абстракцией вернуть в живопись фигуративный язык.
Однако, по мнению нашего гостя, проблематика "Лондонской школы" отнюдь не исчерпывается пессимистическими, драматическими настроениями послевоенного времени: напротив, она утверждает подлинно гуманистические ценности и полное приятие в отношении человеческой модели, которое сказывалось в том числе и в методе портретирования художников, в их желании прочувствовать натуру, симпатизировать ей, вести живой диалог с героями их картин, который был неотъемлемой частью художественного процесса. Одновременно традиционное по форме искусство «лондонцев» вернуло в живопись тактильность манеры, радость работы с пигментом, восторг живописной фактуры.
От обсуждения "Лондонской школы" участники беседы перешли к вопросам актуальной выставочной практики в ГМИИ имени А.С.Пушкина, кураторским стратегиям и опыту показа современного искусства в стенах классического музея в целом.
Особое внимание было уделено масштабной выставке "Лицом к будущему. Искусство Европы 1945–1968", прошедшей в ГМИИ два года назад (художественный материал, во многом определивший контекст, из которого выросла "Лондонская школа"), и проекту "Голоса воображаемого музея Андре Мальро", в подготовке которого Данила Булатов также выступал одним из со-кураторов президента ГМИИ, академика РАО, д. иск. И.А.Антоновой.
Концепция "идеального музея" А.Мальро, который априори способен вместить всю историю мирового искусства, стала поводом для дискуссии о возможности плодотворного «вторжения» современного искусства в классический музей (в качестве удачного примера была приведена выставка Вима Дельвуа), а также о границах кураторского воображения в рамках постколониального дискурса. Так, по замечанию Д.Булатова, активно работая с "экзотическими" предметами и культурами, куратор подчас совершает по отношению к ним, вопреки намерению включить их на равных правах в контекст европейской культуры, колонизаторский жест. В любом случае, сколь радикальным ни было кураторское высказывание или вмешательство в структуру традиционного музея, этот жест должен носить осмысленный и художественный характер.
Данила Булатов – выпускник исторического факультета, научный сотрудник "Галереи искусства стран Европы и Америки ГМИИ имени А.С.Пушкина, куратор, специалист по искусству Германии второй половины XX века. Куратор выставок "Магия голландского реализма" (2013), "Лицом к будущему. Искусство Европы 1945 — 1968" (2017), со-куратор выставки "Голоса воображаемого музея Андре Мальро" (2017); "Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и Лондонская школа" (2019), автор книги "Возрождение модернизма: немецкое искусство 1945–1965 годов. Художественная теория и выставочная практика". Главной задачей книги стало представить немецкое искусство 1945-1965 годов с точки зрения развития художественной теории и институциональных практик. На примере немецкой художественной сцены рассказано о феномене возрождения модернизма – восстановления в правах авангардных направлений и установок после периода культурной реакции.