Новости кафедры
В июле-августе 2024 года в рамках Южно-Уральской археологической экспедиции и археологической практики первокурсники исторического факультета МГУ и студенты, специализирующиеся по кафедре археологии, под руководством д.и.н. доцента кафедры археологии В.С. Житенëва провели работы на двух ключевых пещерных памятниках с настенными изображениями верхнего палеолита – в Каповой пещере (Башкирия) и в Игнатьевской пещере (Челябинская область), а также приняли участие в разведочных работах в районе расположения последней.
В зале Хаоса – последнем зале среднего этажа Каповой пещеры – практически под уникальным изображением фигуры зооантропоморфа на торцевой стене этого отдела подземной полости, были выявлены следы минимум двух этапов осуществления художественных практик верхнепалеолитического времени. На двух разных стратиграфических уровнях обнаружены кусочки охры, мазки от достаточно жидкой краски, а также фрагменты костей небольших животных, среди которых выделяется клык песца. На сравнительно активную и разнообразную деятельность, происходившую в палеолите на изученной площади указывают и органические остатки: как скопления древесных углей, так и следы древесного тлена, а особенно – остатки хорошо сохранившихся фрагментов дерева. Подобные находки прежде очень редко встречались в культурных слоях Каповой пещеры, тогда как остатки кусков дерева – редчайшая находка для палеолитической археологии в принципе. Свидетельства же неоднократного посещения того или иного зала подземного святилища, со всей очевидностью доказывающие его продолжительное использование, и вовсе редко удавалось зафиксировать в Каповой пещере - и только в первых залах среднего этажа – в Купольном и Знаках.
Археологические материалы этого года в ещё более значительном объеме раскрывают особое значение зала Хаоса и панно с зооантропоморфом для символической деятельности палеолитического человека в Каповой пещере. Важно, что открытия этого полевого сезона тесно сопрягаются с результатами работ предыдущих лет, в частности, с выявлением так называемой "тропы художника", которая как раз и ведёт практически от панно "Лошади и знаки" к участку, исследованному в этом году.
В зале Рисунков был обнаружен символический объект, представляющий собой скопление мелких кусочков охры, кальцитовых трубочек и фрагментов кальцитовых натёчных образований, сколотых со стен пещеры палеолитическим человеком и сложенных вместе около Западного панно. Несколько длинных трубочек были преднамеренно и очень аккуратно фрагментированы на три-четыре части, что указывает на большой опыт подобной ритуальной деятельности. Среди собранных на небольшой площади символического объекта предметов выделяется крупный скол натечного образования, в естественном углублении которого была уложена окрашенная охрой кальцитовая трубочка. Уникальной находкой в этом символическом комплексе стал так называемый "контейнер с охрой" – крупный камень, вогнутая сторона которого плотно набита смесью густого пастообразного красочного пигмента – тщательно перемешанными охрой и пещерным суглинком. Подобные единичные предметы известны из нескольких пещер с настенными изображениями палеолитического возраста из Франции и Испании, но в Каповой пещере встречены впервые.
Важно отметить тот факт, что пигмент из "контейнера" не предназначался для нанесения рисунков на стену. Использование столь густой краски, по всей видимости, было связано с символическим поведением около уже созданного панно. Пастообразная смесь, скопления которой известны в некоторых залах Каповой пещеры в виде спрятанных или тщательно скрытых среди крупных глыб "кладиков", теперь со всей очевидностью предстаёт перед нами в новом свете - как явный элемент деятельного символического поведения, скорее всего, связанного с окрашиванием тела или одежды людей, проводивших обрядовые действия в подземном палеолитическом святилище.
Подобные единичные предметы известны из нескольких пещер с настенными изображениями палеолитического возраста из Франко-Кантабрийского региона развития палеолитического искусства, но в Каповой пещере встречены впервые. Всего подобного рода "контейнеров с охрой" известно лишь несколько десятков - чуть более 40, но практически только из французских пещер с настенными изображениями. На аналогичных памятниках Испании они встречаются очень редко. Целостность контейнера также находит аналогии во франко-кантабрийских материалах, где 2/3 подобных предметов обнаружены целыми, тогда как многие изделия других типов, найденные в пещерах, имеют следы преднамеренных сломов. Тот факт, что контейнеры с пигментами всегда находят в глубине пещер с настенными изображениями, тогда как, например, жировые лампы часто обнаруживают на освещённых участков около входа, свидетельствует об использовании в символической деятельности контейнеров и их содержимого, в противовес светильникам, в большинстве своём выполнявшим утилитарную функцию по освещению внутри подземной полости и на пути из пещеры.
Отдельным направлением работы Южно-Уральской археологической экспедиции в прошедшем сезоне стало исследование стратиграфического и археологического положения и характеристики пачки рыхлых отложений голоценового времени в зале Знаков Каповой пещеры.
В Игнатьевской пещере одним из важнейших результатов работы студентов стало увеличение количества выявленных настенных палеолитических рисунков. В связи с длительным периодом посещения пещеры с использованием для освещения открытого огня, а не электрических фонарей, часть стен оказалась покрыта слоем копоти. Однако при внимательном осмотре стен удалось выявить новые многочисленные крупные пятна охры и линии, которые концентрировались на полусводах и в нишах основного зала пещеры.
Кроме того, был собран обширный подъемный материал, состоящий из костей животных (в т.ч. лошади, пещерного медведя и проч.), палеоантропологических останков эпохи поздней бронзы, фрагментов керамики и предметов каменной индустрии. Особенно выделяется пластинка из чистейшего горного хрусталя. Предметы из подобного материала на палеолитических памятниках встречаются очень редко, например, в самой Игнатьевской пещере при археологических работах в первой половине 1980-х гг. было выявлено только семь находок из горного хрусталя. Также обнаружен нуклеус из гальки ярко-зеленой яшмы, на торце которого присутствуют выраженные следы забитости, что потенциально может свидетельствовать об использовании этой вещи в качестве отбойника при изготовлении каменных орудий.
В прошедшем полевом сезоне недалеко от Игнатьевской пещеры были проведены разведочные работы в Большом Серпиевском гроте и под расположенной рядом карстовой аркой Каменное кольцо.
В шурфе, заложенном в глубине Большого Серпиевского грота (также известного как грот у Каменного кольца), был исследован голоценовый культурной слой с очень большим количеством золы, скоплениями в ней фрагментов костей животных (в том числе – кальцинированных), мелких древесных углей, а также датирующего материала – фрагментов керамики раннего железного века. Полевые работы этого года подтвердили наблюдения О.Н. Бадера, касающиеся стратиграфического положения и характеристики голоценного слоя (зольные включения, насыщенность щебнем, углями и керамикой раннего железного века), перекрывавшего исследованное им в 1960-х годов погребение, предположительно имеющее неолитический возраст.
Под сводом карстовой арки Каменное кольцо в очень сложных литологических условиях впервые удалось выявить участок распространения культурного слоя, который по обнаруженным фрагментам керамики межовской культуры можно датировать эпохой поздней бронзы, что очень важно в связи с обнаруженными (сначала - ещё в 1980-е, а после и более поздние годы) в соседней Серпиевской-2 пещере следов погребальных практик, схожих с зафиксированной однокультурной ритуально-погребальной деятельностью в Игнатьевской и Каповой пещерах.
На нашем сайте вы можете ознакомиться с результатами работы Южно-Уральской экспедиции в предыдущие годы.
На Ставрополье еще немало мест, которые могут пролить свет на тех, кто тысячи лет жил на этих землях. Какие еще секреты надежно укрыты в земле. Корреспондент ИА "SmNews" побеседовал на эту тему удалось с д.и.н., заведующим кафедрой археологии исторического факультета МГУ, руководителем Ставропольской экспедиции, доцентом А.Р. Канторовичем. Его рассказ погружает в тайны древности и позволяет проследить цепочку событий, благодаря которым нынешние жители Ставрополья могут представить, что происходило на их родине.
|